ПУТЬ РАСКОЛЬНИКОВА ОТ СОСТРАДАНИЯ ОБЕЗДОЛЕННЫМ К ИДЕЕ «КРОВИ ПО СОВЕСТИ»

...

Голосуйте за сочинение

Раскольников находился в та-
ком положении, при которое все
лучшие силы человека поворачива-
ются против него самого и вовле-
кают его в безнадежную борьбу с
обществом. Самые святые чувст-
ва и самые чистые стремления,
которые обыкновенно поддержи-
вают, ободряют и облагоражива-
ют человека, когда человек лиша-
ется возможности доставлять
им правильное удовлетворение.
Д. Писарев.
Роман «Преступление и наказание» был
написан Ф. М. Достоевским в 70-е годы XIX ве-
ка. В это время писатель размышляет о нрав-
ственных последствиях повсеместного обнища-
ния, роста преступности и народного пьянства,
вызванного реформой 1961 года и последую-
щим разгулом капиталистического хищниче-
ства, Достоевский воспринимает свою эпоху
не просто как хаос, ломку, неустойчивость и
переходность. Он видит в этом приближаю-
щуюся катастрофу. И поэтому писатель счи-
тает, что не случайно эта эпоха породила та-
ких людей, как Раскольников. Достоевский в
своем романе изображает столкновение тео-
рии с логикой жизни. Главная мысль рома-
на раскрывается как столкновение человека,
одержимого крайне преступной теорией, с
жизненным процессом, отвергающим эту тео-
рию. Как же шел главный герой романа к этой
теории? Герой Достоевского утверждает свое
право пролить кровь «по совести», то есть ис-
ходя из своего личного убеждения. Писатель
показывает, что это еще более страшно, чем
«официальное разрешение кровь поливать»,
потому что открывает широкую дорогу для
полного произвола.
Раскольников хочет помочь людям, но в то
же время и узнать, способен ли он быть чело-
веком, который может управлять судьбами
людей. «Тварь я дрожащая или право имею?»
Рядом с любовью к людям в нем живет
страшная гордыня — желание взять на себя
решение участи всех людей. Раскольников не
способен был примириться с действительнос-
тью, с ее неправдами и ее несправедливостя-
ми. Положительное отношение к миру, тако-
му, как он е’сть, — подлость, думает Рас-
кольников. Он вознамерился поставить себя
против мира, чтобы устранить несправед-
ливый порядок или погибнуть вместе со взо-
рванным миром, только бы не сидеть сложа
руки. Раскольников движется не вместе с ми-
ром, а против мира. Он не только вступает в
конфликт с ним, он его решительно не прини-
мает. Неприятие мира вело Раскольникова к
преступлению его законов, к преступлению
как таковому.
Раскольников делит людей на подлецов и
не подлецов, а практику их — на подлую и
не подлую. Его волнуют различия бедности и
богатства, счастья и несчастья, доли и обез-
доленности. Он перестал бояться каких бы то
ни было преград и стеснять себя какими бы
то ни было нормами — лишь бы не прими-
риться с «гнусной», с неправедной действи-
тельностью, лишь бы не пройти по миру
«подлецом».
Раскольников уже давно вынашивал в го-
лове свою ужасную идею и свой ужасный за-
мысел, но все это до поры до времени оста-
валось мрачной фантазией, не более того. Он
уже встретился с Мармеладовым, уже серд-
це его пронзили вопли униженных и оскорб-
ленных, а он еще ничего не решил. Но вот
пришло письмо от матери. Он остался наеди-
не с ним, он прочел наивную и жестокую по
правде своей исповедь, и она поставила его
на роковую черту: или смириться перед уча-
стью своих родных и перед законом, царст-
вующим в мире, или попытаться что-то сде-
лать для спасения своих близких и тем са-
мым восстать против царствующей в мире
закономерности. «Не хочу я вашей жертвы,
Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому,
пока я жив, не бывать, не бывать!» Давняя
тоска, давние думы, терзавшие его, сконцент-
рировались в одном пункте. То, что месяц то-
му назад и даже еще вчера было только
«мечтой», теоретическим предположением,
стало в дверях и требовало под угрозой гибе-
ли самых близких людей, немедленного раз-
решения, немедленного действия.
Раскольников просто так никого бы не убил,
даже в случае самозащиты. А вот за мать, за
честь сестры, охраняя ребенка, за идею готов
убить — и убил. В преддверии преступления
Раскольникова звучит фраза, подслушанная
им в трактире: «Убей ее и возьми ее деньги, —
с тем, чтобы с их помощью посвятить потом
себя на служение всему человечеству и обще-
му делу».
Раскольников решает «сразу» совершить
преступление, чтобы себя проверить и в то
же время, чтобы уже «начать». Он задумал
убить старуху-процентщицу — злую, безза-
стенчиво грабящую людей, — к как бы «ото-
мстить» ей за обездоленных. Вместе с тем, он
собирался с помощью старухиных денег по-
мочь бедным и несчастным, смягчить жизнь
матери и сестре, создать себе независимое
положение, чтобы затем использовать его
для «счастья всего человечества».
Страшный сон снится Раскольникову еще
перед «делом», сон, в котором истязают ма-
ленькую, тощую крестьянскую клячонку, —
символический сон, вобравший в себя все его
думы о зле и несправедливости в мире. Та-
кие сны не снятся людям, утратившим вся-
кую совесть и примирившимся с вековечной
и всеобщей неправдой мирового порядка.
Раскольников решился проложить путь в
будущее не вместе с трудно и сравнительно
медленно видоизменявшейся передовой об-
щественной мыслью, а в одиночку и сплеча.
Решившись на убийство, Раскольников дол-
жен был отказаться от демократических со-
циально-утопических мечтаний, с особой си-
лой вспыхивавших в его сознании, когда он
стоял и думал на берегу Невы. Да и само ре-
шение убить могло возникнуть только тогда,
когда он признал своих прежних товарищей
бессильными перед мировым злом, когда он
пришел к заключению, что путь утопии —
это в итоге путь капитуляции перед отверга-
емой действительностью.
«Теория» для Раскольникова, как и для
Базарова в романе «Отцы и дети» И.С.Тур-
генева, становится источником трагедии. Во
имя людей Раскольников заставляет себя пе-
реступить законы человечности — убить. Но
он не может перенести нравственной тяжес-
ти своего поступка. Страшные муки совес-
ти — его наказание.



Похожие сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *