ПУТЬ «ОТ МЩЕНИЯ К ПРОЩЕНИЮ» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Голосуйте за сочинение

Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал до последних дней своей жизни. Над этим произведением он работал очень дол­го, полных двенадцать лет. Последние страницы этого романа он диктовал своей жене. Но Булгаков при жизни так и не увидел свой роман изданным. Впервые его напечатали в 1966—1967 годах в журнале «Москва». То, что над этим произведением проделана огромная работа, видно из того, что Булгаков не сразу пришел к названию «Мастер и Маргарита». Первым названием было «Чер­ный маг», вторым — «Копыто инженера». И только в конце три­дцатых годов Михаил Булгаков остановился на названии «Мастер и Маргарита».

Познакомившись с этим романом, читатель может узнать бродя­чего философа Иешуа Га-Ноцри; заразиться упоительным чувством свободы, которым была охвачена Маргарита, паря над землей по пути на Великий Бал Сатаны; осознать убожество быта, в который не может проникнуть свет настоящей любви и подлинного добра; испытать вместе с Мастером тот страх, которым он заболел, когда вышел к людям со своим мудрым творением и был встречен злобой и яростью; позабавиться вместе с озорными ассистентами Воланда над «подведомственными» Сатане большими и мелкими пакостни­ками, мошенниками.

Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» как достоверную книгу о своем времени и его людях. И в то же время это произведе­ние обращено в будущее, является книгой на все времена. Этот ро­ман — «лебединая песня» писателя. В нем есть мистические герои, которые и должны были судить этот город — Москву, это время, этих людей.

Воланд — специалист по черной магии, как он представился Бездомному и Берлиозу, — прибыл со своей свитой в Москву. Но та жизнь, которую представила их взору Москва, очень не понрави­лась магу. И он решает наказать этих людей, не оправдавших дове­рия Сатаны. Воланд устраивает представление в варьете, в котором он должен был показать фокусы черной магии. Здесь он хотел уви­деть, как изменился народ за то время, пока его не было в Москве. Он открыл прямо на сцене женский магазинчик, в котором можно было получить новую одежду, но только в обмен на старую. Пона­чалу все боялись этого обмена, но после того, как на сцену вышла первая посетительница магазина, одетая полностью во француз­скую одежду, все женщины без стеснения побежали в этот мага­зин. И Воланд увидел всю сущность этих людей. Они оказались все очень жадными. Поэтому Сатана решил их проучить. Он сделал так, что через некоторое время с них исчезла одежда, которую они взяли в магазинчике Сатаны. И по улицам начали бегать обману­тые в одних панталонах. Воланд без сожаления расправился с лю­дьми.

Одним из служителей варьете был Варенуха. Он очень любил врать по телефону. Он притворялся и говорил, что Варенуха, то есть он сам, сейчас отсутствует и подойти к телефону не сможет.

 

Он проделывал такие шутки всегда. И Воланд в наказание превра­тил его в вампира. Но проходит некоторое время, и наказание сме­няется прощением. Сатана, вершивший суд в Москве, отпускает Варенуху, но при условии, что тот всегда будет отвечать на теле­фонные звонки и никогда не будет обманывать. Воланд понял, что этот человек уже достаточно наказан, и поэтому простил его.

В своем романе автор показывает, как ради личной выгоды лю­ди готовы на все. Ведь, как только квартиру покойного Берлиоза опечатали, в домоуправление начали поступать бесконечные запис­ки. В одних говорилось о недостатке жилплощади, другие жалова­лись на беспокойных соседей, а были и такие, где девушки призна­вались в тайной беременности. Но все эти люди преследовали толь­ко одну цель — заполучить квартиру Берлиоза, хоть о ней и ходи­ла дурная слава: оттуда постоянно исчезали люди.

Воланд прибыл в Москву как справедливое возмездие. Он вмес­те со своей свитой хотел проучить людей, которые того заслужива­ли. Но этого хотел не только Сатана. Это желание было присуще и людям. Маргарита, став ведьмой, первым делом полетела к дому, где жил критик Латунский, который всю жизнь погубил Мастеру своей статьей о романе «Понтий Пилат». Маргарита мстила за че­ловека, которого она любила. Она разрушила все в доме Латунско-го, и критику очень повезло, что его в это время не было дома, а то неизвестно, остался бы он жив после этого или нет. Но когда Во­ланд предлагает Маргарите послать кого-нибудь из своей свиты к Латунскому, она отказывается от этого. Маргарита решает про­стить его, потому что видит, что этот человек и без того ничтожен и жалок. Маргарита проходит эту свою дорогу «от мщения к про­щению».

Понтий Пилат — могущественный римский прокуратор. В его руках жизнь и смерть жителей Иудеи. Но свободы он не знает. Он раб кесаря, своей должности и своей карьеры. Он понимает, что Иешуа Га-Ноцри не заслуживает смерти. И очень хочет спасти его, но переступить через цепи этого рабства — свыше его сил. Понтий Пилат видит, что он виноват в смерти бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, и поэтому ждет прощения свыше.

Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лжецов, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстают перед су­дом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом следует бороться силами зла, чтобы восстановить справед­ливость. Воланд прощает людям пороки, за которые они уже доста­точно поплатились. Он награждает Мастера и Маргариту покоем, о котором они так давно мечтали. У Булгакова дьявол — это не толь­ко вершитель зла, это одухотворенное существо, которому не чуж­до ничто человеческое. Поэтому Воланд многим героям дарует про­щение, достаточно наказав их за пороки.

Прощать — это главное, чему должен научиться человек в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *