ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Важнейшее из человеческих
усилий — стремление к нрав-
ственности. От него зависит
наша внутренняя устойчивость
и само наше существование.
Только нравственность в наших
поступках придает красоту
и достоинство нашей жизни.
Сделать ее живой силой и помочь
ясно осознать ее значение —
главная задача образования.
Альберт Эйнштейн
«Человек рождается не просто для того,
чтобы есть и пить. Для этого было бы гораз-
до удобнее родиться дождевым червем», —
так писал Владимир Дудинцев в романе «Не
хлебом единым». Поиски смысла жизни —
это удел каждого мыслящего и совестливого
человека. Поэтому-то лучшие наши писате-
ли всегда напряженно искали художествен-
ное решение этого вечного вопроса. И совет-
ская литература не обошла его. А сегодня,
когда прежние идеалы потускнели, а новые
только утверждаются, эти проблемы стали
едва ли не самыми важными.
Вопрос о моральных проблемах, конечно,
шире вопроса о смысле жизни, но этот, по-
следний, составляет ядро нравственности.
Когда нет веры, нет смысла жизни, нет и
нравственности. Виль Липатов в повести
«Серая мышь» изобразил бывшего начальни-
ка, до того спившегося, что ему нечего есть,
а в доме даже не водятся мыши. Так, бес-
смысленность жизни приводит к деградации
человека, превращает его в животное или
преступника.
В другом своем произведении «И это все
о нем…» Липатов рассматривает конфликт
между добром и злом. Комсорг Евгений Сто-
летов стремится жить по правде, глубоко ве-
рит в добро, справедливость, честность. И ко-
нечно, он неизбежно сталкивается с челове-
ком, давно продавшим совесть, живущим
ради выгоды, обманывающим людей и госу-
дарство. Это мастер Петр Гасилов. Роман пи-
сался в годы, когда процветали обман и ли-
цемерие, поэтому смерть Женьки была неиз-
бежным финалом.
Нравственные проблемы находим и в
произведениях Валентина Распутина. В по-
вести «Живи и помни» автором поставлен во-
прос: справедливо ли считать преступником
человека, честно провоевавшего три года, ко-
торому после ранения смертельно захотелось
домой? Рассуждать можно по-разному, но по-
человечески жалко Андрея Гуськова, попав-
шего под репрессивную машину.
Чингиз Айтматов в своих книгах всегда
стремился показать человека, ищущего свое
место в жизни. С особой силой это прояви-
лось в его романе «Плаха». Писатель призна-
ется, что в этом произведении хотел бьт «от-
разить всю сложность мира, чтобы читатель
вместе со мной прошел через духовные про-
странства и поднялся на более высокую сту-
пень». Роман Айтматова разноплановый. Мы
видим людей, стремящихся к наживе любой
ценой: будь то истребление животных, или
продажа наркотиков, или прямое убийство.
Мы видим и обращение писателя к вечной те-
ме распятого Христа. Угадываем здесь сходст-
во с романом М. Булгакова «Мастер и Мар-
гарита». Глубоко символична судьба волчьей
пары. Но особо хотелось бы сказать о нети-
пичном для советской литературы герое. Это
Авдий Каллистратов, который искал смысл
жизни в Боге. Но в духовной семинарии он
не нашел себя, не удовлетворяла его застыв-
шая мысль, он хотел сам найти своего Бога.
Юноша уходит в мир. Подобно пушкинскому
пророку «глаголом жечь сердца людей», по-
добно лермонтовскому — провозглашать
«любви и правды чистые ученья». Он надеет-
ся с помощью слова очистить и возродить ду-
ши падших людей. Но правда жизни сурова.
Трудно достучаться до душ преступников.
Его избивают, Авдий чудом остается жив.
В больнице встречает свою любовь и в люб-
ви, кажется, находит себя. Но такому чело-
веку трудно жить в мире зла, лицемерия, на-
живы. Его статью о наркомании не печатают:
она слишком правдива. В столкновении с ис-
требителями сайгаков Авдий погибает. Поги-
бает, как мученик, как Христос.
Далекий от философии чабан Бостон то-
же ищет смысл жизни. Видя ненормальные
отношения, сложившиеся в его хозяйстве,
он мучительно размышляет: «Если я не хо-
зяин своему делу, кто-то в конце концов
должен же быть хозяином?» Чабан видит
смысл жизни в честной работе, в любви к
животным, к земле, в приумножении богат-
ства общества, в порядочности в отношени-
ях с людьми. Однако его честность и пре-
данность работе так же, как у Столетова и у
Каллистратова, входят в противоречие со
сложившейся системой общепринятого об-
мана, духом наживы.
Судьба преследует Бостона. Фигура его
становится по-шекспировски трагической.
Во время перехода на новое пастбище поги-
бает его друг. Затем умирает его жена. Во-
круг новой жены, вдовы друга, начинаются
сплетни. Наконец, природа мстит людям, из-
брав его несправедливой жертвой. Обижен-
ные другим человеком, волки уносят ребенка
Бостона. Доведенный до отчаяния, чабан со-
вершает убийство.
Так безвременье, отсутствии веры в об-
ществе продолжает трагический конфликт
между честным и бесчестным. Плахой кон-
чается жизнь Авдия и плахой же — жизнь
Бостона.
Восходит на свою плаху и Онисимов, ге-
рой произведения Александра Бека «Новое
назначение». Это высокого ранга аппаратчик,
председатель государственного комитета,
приближенный Сталина. Объективно это че-
ловек, обладающий чувством долга и удиви-
тельной работоспособностью. Личная его
преданность Сталину беспредельна, несмот-
ря на то что его брат погиб в лагерях. В этой
преданности он и находит свой смысл жизни,
требуя такой же преданности и полной отда-
чи в работе от своих подчиненных. Но писа-
тель подчеркивает, что ложное понимание
долга ломает и искажает природу человека.
Возникает «странная болезнь» — результат
«ошибки двух противоположных импульсов —
приказов, идущих от коры головного мозга,
и внутренних побуждений». В конце концов че-
ловек начинает творить зло, оправдываясь дол-
гом. Именно поэтому на Онисимова так подей-
ствовало разоблачение культа личности — по-
теряны смысл жизни и уверенность в правоте.
Он так и не смог «вылезти душой из тех вре-
мен», как советовал ему Челышев. И недаром
автор «награждает» героя неизлечимой болез-
нью, ведь он уходит вместе со своим временем.
Да, роман говорит о том, что свой смысл жизни
каждый человек обязан найти сам, никто не
может дать его в готовом виде.
Таким образом, современные писатели,
рассматривая проблемы нравственности, на-
следуют традиции русской классической ли-
тературы — высокогуманной и вместе с тем
высокотребовательной к человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *