ПРОБЛЕМА «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ» (Размышление на литературном или жизненном материале)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим гово­рить, составляем одну большую дружную семью. Все мы — дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому не­избежно столкновение различных точек зрения.

Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и де­тей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколе­нием и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множе­ство проблем. Вопрос «отцов и детей» волновал представителей раз­ных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна вре­мени написания, но имеет много общего с ее современным вариан­том звучания. Автор представляет читателю суждения своих геро­ев: «…сын отцу не судья…», «Пилюля горька — а проглотить ее нужно».

Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако се­годня она приобрела несколько иную окраску. В современном ми­ре, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.

Непонимание — это недостаток современного общества, а непо­нимание между «отцами» и «детьми» — это трагедия двух поколе­ний. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникно­вения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу довольно простой пример…

Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в шко­ле, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в наше время в роли учителя выступает человек так называемой старой закалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и после­военных условиях. В его восприятии жизни устоялись определен­. ные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Ча­ще всего такой учитель не воспринимает либерального отношения

 

к жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, как ему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие или непонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Но проблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика. Возможны два варианта. Один из них предусматривает если не полное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего. Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другой вариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность выше мнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обе стороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужого мнения.

Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный харак­тер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что жела­ние подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.

Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «пробле­мной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезнен­ным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Ко­нечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное на­пряжение.

В семье это может быть выражено постоянными спорами между родителями и детьми, в школе — недовольством ученика учителем или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевид­нее конфликтная развязка.

Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.

Конфликт является своеобразным завершением проблемной си­туации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.

Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывает­ся вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Турге­нева и по сей день звучат актуально для старшего поколения: «Чему тебя учили — оказывается — вздор… путные люди этаки­ми пустяками больше не занимаются… ты, мол, отсталый кол­пак…» Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не

 

найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною пробле­мной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен, на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеаль­ные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и вни­мание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мне кажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод реше­ния того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумы­ваются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как прави­ло, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения та­кие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первосте­пенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижу единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собствен­ное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям — качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный жизненный путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *