ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ

...

Голосуйте за сочинение

Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России. Революция, Гражданская война изменили не только социально-по­литическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли, настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все во­круг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориен­тироваться в безумной мире, где старые, существовавшие на протя­жении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены. Каждого затронули революционные события, и поэтому естествен­ным было желание осмыслить происходящее. Большинство писате­лей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, по­тому что сами часто являлись участниками революций, свидетеля­ми коренных изменений. Как творческие личности, они стреми­лись дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были под­няты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделен­ными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе вы­работанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненавис­ти и неприятия инакомыслящих.

Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в ра­ботах писателей была поднята проблема «лишних людей» — тех, кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем, что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответст­венной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторо­ну революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие, наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохра­нить старые идеалы.

Каждый писатель по-своему относился к происходящим событи­ям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, про­славляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции «золотого ве­ка», желал сохранить русскую культуру, они оценивали револю­цию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости, любви…

Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности про­исходящего. К ним относится И. Бабель. В «Конармии» он описы­вает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприя­тие главного героя — Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в новелле «Мой первый гусь» мы узнаем о том, как тяжело ему осво­иться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к нему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от сво­их позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне ге­рой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладно­кровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы оста­ться просто живым, должен поступаться своими принципами, пре­вращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах «Пись­мо» и «Смерть Долгушева» И. Бабель пишет о страшной реально­сти, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убива­ет брата, сын — отца, отец — сына… происходит переоценка цен­ностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие но­вого гуманизма: для укрепления идеалов революции используются

 

любые средства, человек получает право вершить судьбу другого, решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгуше-ва. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действитель­ность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двой­ственном положении, он раздваивается между требованиями реаль­ного мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля «ломает­ся*, уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на про­исходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для него страшна потеря нравственности.

Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был писателем новой эпохи, участником революционных событий и со­бытий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает определенное настроение для понимания революции, утверждает идеалы нового гуманизма. В «Разгроме» явно ощущается его пре­зрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика че­ловеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформиро-вавшейся личностью и сравнивает с Морозкой — сильным, уверен­ным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает ново­го героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положи­тельным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему пред­взято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оцени­вал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.

Можно провести параллель между произведением Фадеева и Па­стернака. В «Докторе Живаго» автор тоже поднимает проблему «лишнего человека», стремится понять, какова роль интеллиген­ции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидеся­тые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случивше­еся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не до­веряет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен, Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет вра­чебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним. Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были зало­жены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пас­тернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и не должны заставить человека отказываться от выработанных мно­гими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.

О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свиде­телем всего происходящего и понимал, что революция разрушит культуру России, потому что нанесет страшный удар по интелли­генции, являющейся носительницей старых традиций и олицетво­ряющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией описывает семью Турбиных. Их дом, несмотря на разыгравшуюся метель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, добро­ту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно по­гибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери само-

 

го ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстано­вить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если смете­ны старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции гово­рит герой пьесы «Дни Турбиных» Алексей Турбин: «Народ не с на­ми, он против нас». В изолированности носителей культуры видит Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из по­коления в поколение.

Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей, во многом определила тематику и проблематику их произведений. Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от от­ношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происхо­дивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преоб­ладавшее в определенное время отрицательное отношение к интел­лигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, тра­диции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.



Похожие сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *