ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Одной из основных тем творчества Мак-
сима Горького стала тема стремления к но-
вой жизни, к свободе личности человека.
Пьеса Горького «На дне» — не исключение.
«Свобода во что бы то ни стало — вот ее ду-
ховная сущность», сказал об этом драмати-
ческом произведении К. С. Станиславский,
поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса
«На дне» не случайно стала заметным явле-
нием русской литературы начала XX века.
В ней Горький реалистично изобразил жизнь
и нравы людей, опустившихся на самое со-
циальное дно, и вместе с тем прославил Че-
ловека.
Основная тема пьесы — проблема гума-
низма. Изобразив жизнь обитателей «дна»,
Горький выступил с обвинением против со-
циальной несправедливости, против тех об-
щественных устоев, которые приводят людей
к убогому существованию. Обитатели косты-
левской ночлежки обречены. Однажды ос-
тупившись, они уже никогда не смогут вер-
нуться к нормальной жизни.
Неверие в правосудие заставило Сатина
самому отомстить негодяю, погубившему его
сестру. Это привело его в тюрьму и опреде-
лило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов
тоже не верит в справедливость закона, по-
этому уходит из своего дома, оставив мас-
терскую жене и ее любовнику. Васька Пе-
пел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет
по стопам своего родителя — другие пути
для него закрыты. Трудолюбие Клеща, ко-
торый не мог смириться со своей участью
ночлежника, не помогает ему вырваться из
социального дна.
Конечно, персонажи пьесы не идеальны.
Все они совершали в ж^зни какие-либо
ошибки. Но заслужили ли бни такого жесто-
кого наказания? Общество не оказало этим
людям никакой поддержки, люди отверну-
лись от них. Так в чем же спасение обитате-
лей ночлежки? По словам самого Горького,
основной вопрос пьесы — что лучше: истина
или сострадание? Действительно ли спаси-
тельна ложь? Такой персонаж пьесы, как
странник Лука, является попыткой драма-
турга ответить на эти вопросы.
Появившись в ночлежке, Лука сразу же
заявляет о том, что для него все люди равны
(«Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-
моему, ни одна блоха — не плоха: все чер-
ненькие, все прыгают»). Видя бедственное
существование людей «дна», Лука утешает
их, дарит им надежду. Он сидит возле Анны,
дни которой сочтены, выводит ее на свежий
воздух, сочувственно выслушивает ее. Он
также стремится удержать Пепла от убийст-
ва Костылева и впоследствии советует ему
и Наташе уйти из костылевского дома. Лука
уговаривает Актера бросить пить и вернуть-
ся к нормальной жизни.
Гуманизм Луки, хотя его часто называют
антигуманизмом, состоит в том, чтобы пода-
рить человеку надежду, закрыв его глаза на
правду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит:
«…чего тебе правда больно нужна… подумай-
ка, правда-то, может, обух для тебя». Но со-
гласен ли с Лукой сам Горький? Мне кажет-
ся, что нет. Иначе навряд ли он показал бы,
к чему привела утешительная ложь Луки.
Актер, узнав о том, что старик солгал о ле-
чебнице, теряет последнюю надежду на бу-
дущее и решается на самоубийство. Васька
Пепел за убийство Костылева попадает на
каторгу.
Судя по другому персонажу пьесы — Са-
тину, Горький является сторонником не лжи,
а правды во имя спасения. Сатин говорит, что
«ложь — религия рабов и хозяев», а «прав-
да — бог свободного человека». Автор ут-
верждает при помощи этого персонажа, что
истинная любовь к человеку, настоящий гу-
манизм состоят в вере в его способность вы-
держать правду, какой бы суровой она ни бы-
ла. «Человек — вот это правда! Все — в че-
ловеке, все для человека! Существует только
человек, все же остальное — дело его рук и
его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это
звучит… гордо!» Эти известные горьковские
строки стали гимном человеку.
Как видим, проблема гуманизма в пьесе
Максима Горького «На дне» состоит в том
вечном вопросе, которым задавалось не од-
но поколение людей. Что действительно мо-
жет помочь человеку: утешительная ложь
или горькая правда? Горький решает про-
блему гуманизма путем утверждения глубо-
кой веры в человека и в его силы вынести
даже самые тяжелые жизненные испыта-
ния. Этот писатель известен нам как певец
свободы, в том числе внутренней свободы
человека. Поэтому для него неприемлема
ложь — она нужна только слабым. Устами
Сатина Горький говорит: «Кто слаб душою
и кто живет чужими соками, — тем ложь
нужна… Одних она поддерживает, другие
прикрываются ею… А кто сам себе хозяин,
кто независим и не берет чужого — зачем
тому ложь?»
Мы можем соглашаться с Горьким, либо
спорить с ним, очевидно одно — стремление
автора помочь людям, оказавшимся на соци-
альном «дне». Сам факт появления в 1902 го-
ду такого произведения уже был актом гума-
низма со стороны Горького, потому что усло-
вия существования низшего социального
слоя общества, его «дна» до этих пор никто
не отражал в такой полноте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *