ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

...
Голосуйте за сочинение

Кто бросает камень вверх,
бросает его на свою голову, и
коварный удар разделит раны.
Кто роет яму, сам упадет в
нее, и кто ставит сеть, сам
будет уловлен ею. Кто делает
зло, на того обратиться оно, и
он не узнает, откуда оно при-
шло к нему.
Ветхий Завет. Сирах
Добро и зло… Понятия вечные и неразде-
лимые. И пока жив человек, они будут бо-
роться друг с другом. Добро будет «откры-
ваться» человеку, освещая ему путь к исти-
не. Не всегда носителями добра и зла бывают
разные люди, особой трагичности достигает
эта борьба, когда она происходит в душе од-
ного человека.
В центре романа М. Булгакова «Мастер
и Маргарита» проблема борьбы добра и зла.
Автор описывает события двадцатых годов
двадцатого века и события библейских вре-
мен. Действия, происходящие в разное вре-
мя, объединены одной идеей — поисками ис-
тины и борьбы за нее. Перенесемся в дале-
кий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи
Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым
подбоем» появляется он перед человеком лет
двадцати семи, у которого «руки связаны за
спиной, под левым глазом синяк, в углу
рта — ссадина с запекшейся кровью». Чело-
век этот — звали его Иешуа — обвиняется в
подстрекательстве к разрушению ершалаим-
ского храма. Арестант хотел было оправдать-
ся: «Добрый человек! Поверь мне…» Но его
«научили» соблюдать этикет: «Крысобой вы-
нул бич и… ударил арестованного по плечам…
Связанный мгновенно рухнул наземь, как
будто ему подрубили ноги, захлебнулся воз-
духом, краска сбежала с его лица, и глаза
обессмыслились…»
Трудно не согласиться с тем определени-
ем, какое дал себе прокуратор: «свирепое
чудовище». Понтий Пилат живет по своим
законам: он знает, что мир разделен на вла-
ствующих и подчиняющихся им, что форму-
ла «раб подчиняется господину» незыблема,
значит, господин имеет право судить всех
и вся. И вдруг появляется человек, который
думает иначе: «…рухнет храм старой веры
и воздвигнется новый храм истины». Более
того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне
пришли в голову кое-какие новые мысли,
и я охотно поделился бы ими с тобой, тем
более что ты производишь впечатление
очень умного человека». Он не боится су-
дить прокуратора и делает это столь уверен-
но, что временами приводит Пилата в заме-
шательство.
У Иешуа своя жизненная философия:
«…злых людей нет на свете, есть люди несча-
стливые». Арестант показался интересен про-
куратору. В его невиновности Пилат убедил-
ся сразу. Конечно, речи его несколько кра-
мольны, не зато «бродяга» обладает чудесным
свойством снимать головную боль, которая
так мучает прокуратора. И у Понтия Пила-
та уже сложился план действия: он объявит
Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров
в Средиземное море, туда, где находится его
резиденция. Но это оказалось невозможным.
Иуда из Кариафа представил такие сведения
о «безумце», что наместник кесаря не имел
права не казнить его. Иешуа казнен. Почему
же мучается прокуратор? Почему ему снится
сон, будто он не послал на казнь бродячего
философа и целителя, будто они идут вместе
по лунной дорожке и мирно беседуют, и он,
«жестокий прокуратор Иудеи, от радости
плакал и смеялся во сне?»
Могущество Понтия Пилата оказалось
мнимым. Он трус, и совесть мучает его. Но
как связаны ершалаимские главы с основной
проблемой романа? Большое количество как
явных, так и скрытых параллелей связы-
вает изображение Ершалаима двадцатых
годов первого века и Москвы двадцатых го-
дов двадцатого века. Герои и времена, в них
описанные, как будто разные, а суть одна.
Вражда, недоверие к инакомыслящим, за-
висть царствуют в мире, который окружа-
ет Мастера. Пороки этого мира обнажает
Воланд.
Воланд — это художественно переосмыс-
ленный автором образ Сатаны. Сатана и его
помощники творят зло и «совершают благо».
Их цель благородна — обнаружить истинную
сущность явлений, выставить на всеобщее
обозрение пороки человеческого общества.
Фокусы в варьете, проделки с подписываю-
щим бумаги пустым костюмом, таинственное
превращение денег в доллары и прочая чер-
товщина — все служит этой цели.
И автор утверждает, что человеческую
природу не способно изменить время, и вечное
стремление людей к добру неодолимо. Про-
шло двадцать веков, а олицетворение добра
и любви — Иисус Христос жив в душах лю-
дей. Мастер, главный герой романа, создает
роман о Христе и Пилате. Христос для него —
это мыслящая и страдающая личность, ут-
верждающая достоинство бескорыстного слу-
жения людям, несущая непреходящие ценно-
сти в мир.
Уйдя от нас, Мастер оставил свой роман
как напоминание о том, что нравственные
проблемы решаются только внутри человека.
Только в душе каждого добро может побе-
дить зло или уступить ему.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *