ПОВЕСТЬ Б. Л. ВАСИЛЬЕВА «ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА» (Опыт рецензии)

...
Голосуйте за сочинение

Крепко тесное объятье, Время — кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас — его черты и складки, Приглядевшись, можно снять.

А Кушнер

Повесть Бориса Львовича Васильева «Завтра была война» напи­сана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя «А зо­ри здесь тихие…» стала одним из самых лучших и известных в на­шей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть от­крывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в на­шей жизни — юность. Талант писателя выразился, главным обра­зом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период че­ловеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым челове­ком.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юно­сти, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произош­ло с ним сорок лет назад.

Основная часть — это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние со­бытия, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с пи­сателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на та­кую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запу­тывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, склады­ваются удивительно ловко и точно, составляя завершенный харак­тер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писате­ля.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонич­но вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прош­лым.

В центре повествования оказываются несколько одноклассни­ков. Искра Полякова — бойкая и целеустремленная девочка, меч­тающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стен­газеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проб­лем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех «истинах», которые так старатель­но внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

 

Зина Коваленко — ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и да­же приобретает в конце повести самостоятельность и рассудитель­ность Искры.

Вика Люберецкая — самая загадочная и непонятная для одно­классниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и пото­му до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим от­цом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее — это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый чело­век.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем мо­рально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тя­нутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отлични­ком, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс проис­ходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возраст­ных изменений невольно стал новый директор школы — Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не ско­вывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоци­рует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководите­льница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового ди­ректора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спо­рила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя счи­тать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволи­ла ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учите­ля литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи — это родители учеников и два учите­ля, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих де­тей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова — мать Искры, — «железная» женщина, привыкшая командовать доче­рью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, сми­ряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно ска­зать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением

 

(о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни & коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспиты­вать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части по­вести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога — воспоминания автора о своей молодости. А идея выра­жается в том, что запоминается в жизни только самое прекрас­ное — юность. Повесть называется — «Завтра была война», но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горе­ли в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васи­льев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном ды­хании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне, как ребенку, хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *