ПОНИМАНИЕ ДОБРА И ЗЛА ГЕРОЯМИ РОМАНА Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»

...
Голосуйте за сочинение

Управлять природой можно,
лишь подчиняясь ей.
Фрэнсис Бэкон
Роман Ч.Айтматова «Плаха» основан на
идее противоречивости человеческой приро-
ды. С одной стороны, человек подчиняет се-
бе и использует природу, потребляя плоды
своей деятельности, а с другой — разрушает
своими преобразованиями. Таким образом,
мир природы превращается в мир челове-
ческий. Между ними должны быть установ-
лены отношения родства, гармонии, но на са-
мом деле — все наоборот. Об этом и говорит
Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит
к трагедии, приводит род человеческий на
«плаху»!
Роман композиционно сложен. В нем пе-
реплетаются две основные сюжетные линии —
жизнь волчьего семейства и судьба Авдия
Каллистратова. Главный герой романа — Ав-
дий Каллистратов, бывший семинарист, выез-
жает по заданию редакции газеты в Моюн-
кумскую саванну за материалом про «гонцов»,
собирающих коноплю. Им движет не только
долг журналиста, но и стремление спасти
павших, пробудить в них душу. Его духовно-
сти и идее утверждения добра только добром
противостоит «идея» Гришана, вожака «гон-
цов», убежденного в том, что и он помогает
людям на их дороге к счастью. «Я, — говорит
он Авдию, — помогаю людям почувствовать
счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то,
что вы не можете дать им ни своими пропове-
дями, ни молитвами… У меня к Богу есть свой
путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода.
Не так твой Бог разборчив и недоступен, как
тебе мнится…» Гришан не может понять того,
что не в кайфе человек получает наслажде-
ние, теряя контроль над собой и настоящую
свободу.
Как видим, противостояние героев осно-
вано на различии понятий о добре и зле,
о счастье и свободе человека. Каждый при-
знает существование зла, однако выход ви-
дит по-своему, и каждый идет на свою пла-
ху: компания Гришана — на скамью под-
судимых, а Авдий, не переубедив никого,
погибает. Наивный, он воспринимает мир
только через «свет добра» и, сам того не за-
мечая, иногда становится орудием в руках
зла. Не поняв назначенной ему роли, начина-
ет бороться с этим злом и снова идет на пла-
ху. Так случайно он становится участником
«моюнкумской войны» — варварского унич-
тожения животных во имя выполнения пла-
на мясозаготовки.
С огромной силой Ч.Айтматов изобража-
ет апокалиптическую картину побоища.
«Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже
бессильных сайгаков, стрелки валили живот-
ных направо и налево, еще больше нагнетая
панику. Страх достиг таких апокалиптичес-
ких размеров, что волчице Акбаре, которой
от выстрелов казалось, что весь мир оглох
и онемел, что всюду царит хаос и само солн-
це, которое беззвучно пылает над головой,
так же гонят с ними в этой облаве». Мимо-
летный участник этого побоища Авдий не мо-
жет победить реальное зло и снова, не сни-
мая креста, который наложил на себя добро-
вольно, несет его до приготовленной ему
голгофы.
Этот роман как крик. Как отчаянный при-
зыв, обращенный к каждому из нас. Одумать-
ся, осознать свою ответственность за все, что
так — на пределе — обострилось и сгустилось
в мире. Синеглазая волчица пощадила Авдия,
а люди — распяли. «Спаси меня, волчица», —
произнес умирающий Авдий. «Услышь меня,
прекрасная мать-волчица», — думает он перед
самой смертью. «Ты пришла…» — и голова его
безвольно упала вниз.
Осмысливая человеческую жизнь, Ч.Айт-
матов писал: «Законы человеческих отноше-
ний не поддаются математическим расчетам,
и в этом смысле Земля вращается, как кару-
сель кровавых драм…»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *