ПОЭТ И ОБЩЕСТВО В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Значительное место в творческом насле-
дии М. Ю. Лермонтова занимает проблема
взаимопонимания поэта и общества. Эти от-
ношения рассматриваются как активные и
часто даже враждебные.
Мне кажется, что особенно ярко пробле-
матика этих взаимоотношений выражена в
стихотворении «Пророк». Нужно заметить,
что это стихотворение Лермонтов начинает
именно с того момента, на котором остано-
вился А.С.Пушкин в своем «Пророке»:
«С тех пор, как вечный судия мне дал всеве-
денье пророка…».
Можно отметить преемственность в этих
двух произведениях: от социального опти-
мизма Пушкина к абсолютному одиночеству
и трагичности .лирического героя Лермонто-
ва. И если Пушкин показывает нам процесс
создания Творцом пророка, то у Лермонтова
виден уже результат деятельности пророка.
Жизнь лермонтовского героя полна страда-
ний и мучений от непонимания и неверия
людей: «В меня все ближние мои бросали бе-
шено каменья». «Шумный град» встречает
лермонтовского героя насмешками «самолю-
бивой» пошлости, презрением.
Различие пророков Пушкина и Лермон-
това даже внешнее. Пушкин наделяет сво-
его героя сверхъестественными свойствами,
Лермонтов же подчеркивает в своем герое
чисто человеческие черты, даже бытовые по-
дробности: он худ, бледен, одет в лохмотья,
он пробирается через город, слыша за спиной
оскорбительные возгласы:
Кате он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
У Пушкина мы видим веру в свободу, в
людей, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем
совершенно иное настроение: здесь нет на-
дежд и веры. Его стихотворение глубоко пес-
симистично.
Тема поэта и общества появляется и стано-
вится главной и в таких произведениях Лер-
монтова, как «Смерть Поэта», «Поэт», «Жур-
налист, читатель и писатель» и других.
Так, стихотворение «Смерть Поэта» не
только прославило Лермонтова, но и изменило
его судьбу: за него поэт был сослан на Кавказ.
В этом страстном стихотворении, посвящен-
ном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто
жадною толпой» стоит у трона, кто явился ис-
тинной причиной гибели Пушкина: гонители
таланта, сплетники, наушники, «свободы, ге-
ния и славы палачи».
В другом стихотворении, названном Лер-
монтовым «Поэт», эта тема взаимоотношений
поэта и толпы, поэта и черни, поэта и обще-
ства раскрывается по-другому. Здесь Лер-
монтов применяет иной художественный
прием — параллелизм образов. Стихотворе-
ние делится на две части. В первой Лермон-
тов рассказывает нам о кинжале, когда-то бо-
евом оружии, а теперь ненужной золоченой
игрушке, висящей на стене. Во второй части
автор сравнивает участь кинжала с судьбой
поэта. Поэт затих, голос его не слышен, бы-
лые подвиги (когда голос его звучал, «как ко-
локол на башне вечевой среди торжеств и бед
народных») забыты, толпа презирает его. Но
в заключение пессимистический тон меняет-
ся на обнадеживающий:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Илъ никогда на голос мщенъя
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце этого стихотворения
вновь возникает образ пророка, который яв-
ляется символом гражданской, Богом данной
поэзии.
Тема поэта и поэзии, назначения поэта
стала одной из значительных тем в русской
литературе. Продолжателями этой темы мож-
но считать Некрасова, Маяковского, Ахмато-
ву, Пастернака и других поэтов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *