ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ФЕТА

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Движение реализма в русском искусстве
XIX века было настолько мощным и значи-
тельным, что все выдающиеся художники
испытали его влияние на своем творчестве.
В поэзии А. А. Фета влияние реализма в осо-
бенности сказалось в стихах о природе. Фет —
один из самых замечательных русских поэтов-
пейзажистов. В его стихах, во всей своей кра-
соте предстает и русская весна, с цветущими
деревьями, первыми цветами, с журавлями,
кричащими в степи. По-видимому, образ жу-
равлей, так любимый многими русскими по-
этами, впервые обозначил Фет.
В поэзии Фета природа изображена де-
тально. В этом плане он новатор. До Фета в
русской поэзии, обращенной к природе, ца-
рило обобщение. У Фета мы встречаем не
только традиционных птиц, окруженных
привычным поэтическим ореолом (соловей,
лебедь, жаворонок, орел), но и, казалось бы,
простых и непоэтичных (сыч, лунь, чибис,
стриж). Например:
И слышу я в изложине росистой
Вполголоса скрипят коростели.
Знаменательно, что автор по голосу раз-
личает птиц и может определить, где эта
птица находится. Это означает не просто хо-
рошее знание природы, а любовь поэта к ней,
давнюю и обстоятельную. Несомненно автор
стихов о природе должен обладать незауряд-
ным вкусом, иначе он рискует впасть в под-
ражание народной поэзии, которая изобилу-
ет подобными образами.
Прав С. Я. Маршак, восхищавшийся све-
жестью и непосредственностью фетовского
восприятия природы и утверждавший, что
стихи поэта вошли в русскую природу, стали
ее неотъемлемой частью, чудесными строка-
ми о весеннем дожде, о полете бабочки, про-
никновенными пейзажами. Маршак, кроме
того, точно приметил и еще одну особенность
поэзии Фета, утверждая, что природа у не-
го — точно в первый день творения: кущи
дерев, светлая лента реки, соловьиный по-
кой, журчащий сладко ключ…
Как важную грань таланта Фета-пейзажи-
ста нельзя не отметить свойственный его
творчеству импрессионизм. Поэт не чурается
внешнего мира, он зорко вглядывается в него,
изображая таким, каким он представляется
его мгновенному взгляду. Импрессиониста ин-
тересует не предмет, а впечатление:
Лишь ты одна скользишь стезей Лазурной;
Недвижно все окрест…
Да сыплет ночь своей бездонной урной
К нам мириады звезд.
Внешний,мир в этих строчках изобража-
ется в том виде, какой ему придало настрое-
ние поэта. При всей конкретности описания
деталей природа все равно как бы растворя-
ется в лирическом чувстве автора. Природа
у Фета очеловечена, как ни у одного из его
предшественников. Цветы у него улыбаются,
звезды молятся, пруд грезит, березы ждут,
ива «дружна с мучительными снами». Инте-
ресен момент «отклика» природы на чувство
поэта:
…в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Это двустишие восхищало Льва Толстого,
и он удивлялся, откуда у этого «добродушно-
го толстого офицера берется такая непонят-
ная лирическая дерзость, свойство великих
поэтов». Лев Николаевич Толстой, одновре-
менно «ворча», признал в Фете великого по-
эта. И он не ошибся. Фет по-настоящему
преуспел также и в любовной лирике. Его
пейзажный багаж пригодился ему в его ро-
мантических стихотворениях о любви. Он
всегда выбирал темой для своих стихов толь-
ко красоту — как в природе, так и в челове-
ке. Сам поэт был уверен в том, что «без чув-
ства красоты жизнь сводится к кормлению
гончих в душно-зловонной псарне». Красота
его ритмов и пейзажей всегда будет радовать
читателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *