ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ В ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНАХ В. ПИКУЛЯ

загрузка...
Голосуйте за сочинение

История — сокровищница
наших деяний, свидетельница
прошлого, пример и поучение
для настоящего, предостереже-
ние для будущего.
Мигель де Сервантес Сааведра
Валентин Саввич Пикуль (родился в 1928 го-
ду) для широкой публики часто выступает
первооткрывателем. Ведь некоторые его ро-
маны освещают те страницы истории, кото-
рые были известны в основном лишь узким
специалистам. Историк академик Б. А. Рыба-
ков отмечал, что романы сыграли немалую
роль в нынешнем усилении тяги к истории.
Сам же писатель говорил: «Главное для ме-
ня — патриотическая идея».
В истории нашей страны много было
славных и бесславных войн, немало и дипло-
матических интриг. Одним из напряженных
периодов была Семилетняя война в 18 веке.
Писатель обращается к этому времени в ро-
мане «Пером и шпагой». Сюжет основан на
истории одного французского дипломата.
Этот образ позволяет писателю показать
сплетение интересов ведущих европейских
стран. Мы видим корыстолюбие и глупость,
а порой и трусость ряда русских сановников
и наряду с этим подлинных патриотов. Один
из них — генерал Салтыков.
Автор описывает его как тихого старичка,
который «вперед никогда не лез и около пре-
стола не отирался». Но именно он оказался ис-
тинным победителем прусского короля Фрид-
риха II, героем большой европейской войны.
Он был талантливым полководцем, понимав-
шим солдата. Завистники не простили ему са-
мостоятельности. К сожалению, война не при-
несла пользы России, хотя славы и уважения
ей добавила.
На смену «дщери Петровой» Елизавете
пришла немка Екатерина II. Ее царствование
описано в романе «Фаворит». Это был «золо-
той век» русского дворянства. Главный худо-
жественный принцип Пикуля — показывать
эпоху через конкретных исторических лиц.
Их много в романе. Но центральные обра-
зы — Екатерина и Потемкин. Царица пред-
стает перед нами волевой и умной женщи-
ной, знакомой с видными европейскими фи-
лософами. Она умеет расположить к себе»
людей, знает интересы страны и служит ей.
Но в то же время это хитрая, порой коварная
и жестокая правительница, слишком любве-
обильная, чтобы быть бесстрастной.
Противоречива и фигура «светлейшего»
князя Потемкина. Он ловкий, хитрый чело-
век и царедворец, часто беспринципный, ино-
гда очень грубый. Но писатель выделяет одну
очень важную черту, которая, наверно, и сде-
лала князя заметной личностью в нашей ис-
тории. Она роднит его с Волынским в «Слове
и деле», Салтыковым, с Горчаковым в «Битве
железных канцлеров», нашими полковод-
цами и флотоводцами в «Фаворите». Это па-
триотизм.
Диапазон исторических эпох, описывае-
мых романистом, велик. В 1987 году он за-
вершил цикл романов о русско-японской войне
1904—1905 годов. Эти события уже нашли
отражение в советской литературе: в «Порт-
Артуре» А. Степанова и «Цусиме» А. Нови-
кова-Прибоя. Но Пикуль рассказывает о войне
по-своему. Писатель считает, что история
не терпит шаблонов, с которыми у нас под-
ходят к тем или иным событиям и личнос-
тям. Он напоминает о том, что хотя мы при-
выкли считать Цусимское сражение пораже-
нием царского флота, но забываем о высоком
патриотизме моряков, когда матросы и офи-
церы знали, что погибнут, — но честь России
для них была дороже жизни!
В последнем романе своей эпопеи «Катор-
га» Пикуль рассказывает о Сахалине. Раскры-
вается неизвестная страница истории. Когда
на остров пришли японцы, ссыльные стали за-
щищать свою страшную, жестокую тюрьму.
Психологически точно определил писатель
истоки патриотизма этих преступников. Не-
смотря на все пороки их характера и воспита-
ния, они остаются русскими и сражаются, по-
гибают за свою Родину.
Большое впечатление произвел роман
«У последней черты» об авантюристе Гриш-
ке Распутине и последних годах царского до-
ма Романовых. Писатель показал нравствен-
ное и духовное убожество власть имущих.
Люди, у которых в руках была судьба стра-
ны, сами оказались игрушкой в руках темно-
го мужика и мистика Распутина.
Романы Пикуля построены на контрас-
тах, на противопоставлении патриотов и пре-
дателей; честных, преданных людей и карье-
ристов, хапуг; смелых и трусов. Перед нами
целая галерея интересных и значительных,
роковых и ничтожных фигур. Но в то же
время не всегда оправданно копание писате-
ля в интимных подробностях, выпячивание
и смакование их. Возможно, это одна из при-
чин того, что некоторые считают романы Пи-
куля бульварными.
Но надо ценить то, что Валентин Пикуль
открыл для нас многие эпизоды истории,
сделал их живыми, заполнил интересными
образами, помог многим полюбить историю.
И конечно, надо помнить, что в русской
и советской литературе очень сильны тради-
ции исторической прозы и поэзии. А.С.Пуш-
кин и Ю. М. Лермонтов, М. Загоскин и
А.К.Толстой, Л.Н.Толстой и Д.Мережков-
ский, С.Есенин и А.Н.Толстой, С.Сергеев-
Ценский и А. Борщаговский, Ю. Тынянов и
В. Ян, — эти и многие другие писатели созда-
ли блестящие произведения о прошлом нашей
страны. Пусть же будет продолжен их труд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *