ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДЕКАБРИЗМА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

«Горе от ума» — социально-политическая
комедия. Грибоедов дал в ней правдивую
картину русской жизни после Отечественной
войны 1812 года. В комедии поставлены зло-
бодневные общественные вопросы того вре-
мени: о государственной службе, крепостном
праве, просвещении, воспитании, о рабском
подражании дворян всему иностранному и пре-
зрении ко всему национальному, народному.
Комедия Грибоедова показала причины
возникновения декабризма; кроме того, по-
ставленные в «Горе от ума» общественные
вопросы разрешаются автором так же, как
решали их декабристы.
В этом произведении, как в зеркале, от-
разились этические и эстетические воззре-
ния декабристов.
Эстетика декабристов возникла на сты-
ке классицизма дворянского Просвещения
XVIII века и романтизма и получила назва-
ние «гражданский романтизм». Этика, то
есть нравственные законы, обязывала героев
произведений декабристов воспринимать об-
щественное как свое личное, занимать, как
мы сейчас говорим, активную гражданскую
позицию. Таков, например, герой одноимен-
ной поэмы Рылеева Войнаровский. Таков ли-
рический герой «Послания Приклонскому»
Раевского, который восклицает: «Для пользы
ближнего жить — сладкая мечта».
В один ряд с этими образами можно по-
ставить и Чацкого, героя комедии «Горе от
ума». Остроумный, красноречивый, Чацкий
зло высмеивает пороки общества. Его неуто-
мимый ум, богатый и образный язык находят
для этого обильный материал, а направлен-
ность речей во многом схожа с идеями про-
изведений поэтов-декабристов. Вспомним
знаменитый монолог Чацкого «А судьи кто?».
В этом монологе Чацкий, а вместе с ним и ав-
тор, высмеивает дворян, живущих по кано-
нам XVIII века, черпающих знания из «забы-
тых газет времен очаковских и покоренья
Крыма». Чацкий обличает и крепостников,
продающих и меняющих людей на псов.
Очень показателен здесь образ дворянина,
который выменял на двух борзых преданных
слуг, которые в трудную минуту «и жизнь
и честь его спасали».
В другом монологе {«Французик из Бор-
до…») Чацкий обрушивается на галломанов,
поклоняющихся всему иноземному, иностран-
ному, особенно французскому.
В своих речах Чацкий постоянно упо-
требляет местоимение «мы». И это не слу-
47
чайно, так как герой не одинок в своем стрем-
лении к переменам. На страницах комедии
упоминается ряд внесценических персона-
жей, которых можно причислить к союзникам
главного героя. Это двоюродный брат Скало-
зуба, который оставил службу, «в деревне
книги стал читать», это профессора Петер-
бургского педагогического института, это
племянник княгини Тугоуховской князь Фе-
дор — химик и ботаник.
Образ Чацкого не только воплощает этику
и эстетику декабристов, но имеет много обще-
го и с реальными историческими лицами.
Чацкий оставил службу, как и Никита
Муравьев, Николай Тургенев, Рылеев, Чаа-
даев.
Особенно много общего у Чацкого с Чаада-
евым, написавшим «Философические письма»,
за которые был сурово наказан — объявлен
сумасшедшим. Первоначально, фамилия Чац-
кий писалась как Чадский.
Комедия «Горе от ума» была создана за
год до восстания декабристов и как бы пред-
восхитила события на Сенатской площади,
Наследуя традиции Фонвизина, Грибое-
дов придал комедии гражданственное звуча-
ние, поднял образ резонера Чацкого до тра-
гедийного героя уровня Гамлета, нарушив
тем самым классический закон несмешения
жанров. Можно сказать, что вместе с коме-
дией «Горе от ума» родилась национальная
драма. И русская драматургия, включая пье-
сы Гоголя, Островского, Чехова, унаследова-
ла многие достижения великого драматурга
Грибоедова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *