ОТЕЦ И СЫН БОЛКОНСКИЕ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

В книге два отца и два сына Болконских.
В сочинении речь пойдет и о старом князе
Болконском, его взаимоотношениях с сыном,
и о князе Андрее в роли отца. Только в теме
следует видеть не просто семейную пробле-
матику, связанную в книге Толстого также и
с образами Ростовых, Курагиных, сюжетом
«Эпилога», но и особый библейский отсвет.
Тема Бога Отца и Бога Сына с особой силой
звучит в «Эпилоге», в эпизоде клятвы Нико-
леньки.
Но сначала остановимся на описании двух
старших Болконских. Князь Николай Андре-
евич — человек, безусловно, незаурядный,
один- из тех, кто в XVIII веке строил мощную
российскую государственность, приближен-
ный Екатерины П, генерал-аншеф, занимав-
ший видное положение именно благодаря та-
лантам, а не стремлению сделать карьеру.
Он один из тех, кто служил Отечеству и ни-
когда не прислуживался, о чем говорит его
отставка и даже ссылка при Павле. В его об-
лике отразились черты знатного и богатого
деда Толстого по матери, генерала Н. С. Вол-
конского, гордеца, атеиста, о котором суще-
ствует легенда, что он попал в немилость, от-
казавшись жениться на любовнице Павла,
за что и был сослан сначала в далекий север-
ный Грумант, а затем в свое имение под Тулой,
Болконский — старинный княжеский род,
Рюриковичи, аристократы, которым и цар-
ская фамилия — не указ, они по праву гор-
дятся своим более древним родом и заслуга-
ми перед Отечеством.
Высокое понятие о чести, гордость, неза-
висимость, благородство и остроту ума ста-
рый князь передал по наследству и своему
сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов
типа Курагина, хотя единственное исключе-
ние Болконский, видимо, делал для старого
графа Безухова, принадлежащего, по всей
видимости, к новой знати, к фаворитам Ека-
терины (прототипом его до некоторой степе-
ни был граф Безбородько). Титулы этих «но-
вых людей» были, как и их богатство, не ро-
довыми, а пожалованными. Дружба с Пьером,
сыном старого Безухова, досталась князю Ан-
дрею, видимо, тоже по наследству от дружбы
его отца с отцом Пьера.
Надо еще отметить, что оба Болконских —
разносторонне образованные, одаренные лю-
ди, которым близки идеи гуманизма и про-
светительства, гуманно относятся они и к
своим крепостным, несмотря на внешнюю
строгость и требовательность к себе и окру-
жающим. Княжна Марья знала, что кресть-
яне ее отца были зажиточными, что нужды
мужиков в первую очередь учитывались
отцом, и это побуждает ее заботиться о
крестьянах при отъезде из имения ввиду
нашествия неприятеля.
При сравнении князя Андрея и его отца,
однако, забывают, что характеры и того и
другого даны в развитии. Князь Андрей, ко-
нечно, шагнул гораздо дальше Николая Анд-
реевича, к которому питает неизменно ува-
жение и которым восхищается (недаром он
просит отца при своем отъезде на войну не
оставлять внука). Отец Болконский верил в
прогресс и будущее величие Родины, которо-
му служил всеми силами. Болконский-сын —
главный идеологический герой Толстого —
скептически относится к государству и влас-
ти вообще. Высокая идея служения Отечеству,
воодушевлявшая его отца, трансформирует-
ся у князя Андрея в идею служения миру,
единения всех людей, идею всеобщей люб-
ви и объединения человечества с природой.
Старый князь живет в России, а его сын
ощущает себя гражданином, даже лучше
сказать — частью Вселенной. Он совершает
подвиг, но не подвиг патриота. Это подвиж-
ничество апостола, и недаром Толстой наде-
ляет его апостольским именем — Андрей, но
имя это — синоним слова Россия, ведь апос-
тол Андрей — покровитель России, предска-
завший населявшим эти земли славянам ве-
ликое будущее.
Россия должна дать миру пример любви
и непротивления, открыть новую эпоху еди-
нения всех людей, продолжая завет Христа:
«Несть ни эллина, ни иудея…». Христианство
было шагом вперед в духовном развитии че-
ловечества, потому что признавало всех лю-
дей братьями во Христе, сыновьями единого
Бога, не выделяло какой-то избранный на-
род. В этом смысле толстовский апостол Ан-
дрей проклинает войну, не разделяя войны
на справедливые и завоевательные. Вой-
на — это убийство, по мнению героя Толсто-
го, а убийство всегда (на любой войне) про-
тивно Богу и закону любви. Во имя этих идей
и принимает мученическую смерть толсто-
вский апостол Андрей со своим полком,
не сделавшим ни единого выстрела, но вы-
стоявшим.
Надо сказать, что старый князь, сначала
несколько скептически относившийся к этим
апостольским, подвижническим устремлени-
ям своих детей — сына, в котором он с тре-
вогой находит что-то большее, чем беззавет-
ное служение Отечеству, и христианки-доче-
ри, — под конец жизни, пожалуй, склонен
признать их правоту. Сначала отец весьма
суров к князю Андрею и княжне Марье, в ко-
торых, при всей их преданности отцу, чувст-
вуется какая-то духовная самостоятельность.
Отец издевается над религиозностью княж-
ны, в сыне же он вообще с тревогой и внут-
ренним неприятием находит какие-то непо-
нятные для себя духовные ресурсы и стрем-
ления. Отец, например, одобряет стремление
князя Андрея к славе, его отъезд на войну
в 1805 году, но объясняет это желанием «Бо-
напарта завоевать».
Привив своему сыну нравственную чис-
тоту и серьезное отношение к семье, старик
Болконский, однако, вовсе не принимает в
расчет его чувство к Наташе, всячески ста-
раясь воспрепятствовать новому браку сына.
Да и переживания князя Андрея по поводу
непонимания со стороны Лизы отец проница-
тельно замечает, и тут же утешает сына тем,
что «они все такие». Одним словом, с точки
зрения старого князя, любви нет, есть толь-
ко строгое исполнение долга. Для старого
Болконского в князе Андрее слишком много
живой жизни, духовной утонченности, стрем-
ления к идеалу. Дочь же Болконский-отец и
вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в
возможность счастья в браке, считая также,
что для продолжения фамилии достаточно
одного внука — ребенка князя Андрея и Ли-
зы. Однако перед смертью обычная жест-
кость старого князя по отношению к детям
исчезает. Он просит прощения за искалечен-
ную жизнь у дочери и заочно — у сына.
Княжна Марья еще будет счастлива, а о сы-
не старый князь говорит перед смертью про-
роческие слова: «Погибла Россия!». Может
быть, он только сейчас понял, что сын его
принес в мир идею более великую, чем пат-
риотизм и служение отечеству.
Продолжать идеи своего отца будет дру-
гой Николай Болконский — Николенька.
В «Эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остал-
ся без отца. Да и до шести лет мальчик не
много провел времени с ним. В первое семи-
летие жизни Николеньки его отец участво-
вал в двух войнах, надолго задержался за
границей из-за болезни, много сил отдал пре-
образовательной деятельности в комиссии
Сперанского (чем был горд старый князь, на-
верняка огорчившийся бы, узнай он о разо-
чаровании князя Андрея в государственной
деятельности).
Умирающий Болконский оставляет свое-
му сыну что-то вроде старинного зашифро-
ванного завещания о «птицах небесных». Он
не произносит этих евангельских слов вслух,
но Толстой говорит, что сын князя все понял,
даже больше, чем мог бы понять взрослый,
умудренный жизненным опытом человек.
В качестве «птицы небесной», которая в
Евангелии есть символ души, не имея «обра-
за и формы», но составляя одну сущность —
любовь, которая приходит, как и обещал
князь Андрей, к Николеньке уже после сво-
ей смерти. Мальчику снится Отец — любовь
к людям, и Николенька дает клятву принес-
ти себя в жертву (недаром вспоминается Му-
ций Сцевола) по повелению Отца (Отец —
слово, написанное, разумеется, не случайно
с большой буквы).
Так «Война и мир» завершается темой
Отца и Сына, темой апостольского служения
Богу, темой единения людей. Толстой не
дает отчетливых контуров христианской
идеи, потому что Андрей у него — апостол
новой, толстовской религии. Это очень по-
дробно показано в книге Б. Бермана «Сокро-
венный Толстой». Но главное — тема Отца
и Сына, очень важная для русской литерату-
ры («Отцы и дети»), в «Войне и мире» раз-
вернута не как тема блудного сына, а как
тема божественного служения Бога Сына Бо-
гу Отцу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *