ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ АННЫ АХМАТОВОЙ

Голосуйте за сочинение

Многое еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим…
А. Ахматова
Творчество великого художника — реа-
листа ли, модерниста — заключает в себе це-
лый мир, все бытие в его многообразии. Од-
нако всегда существуют какие-то наиболее
общие, универсальные темы и образы, при-
сущие произведениям того или иного автора.
Так и творчество А. Ахматовой в целом опре-
делено рядом основных идей и мотивов, на-
шедших свое развитие в ее стихах.
Пожалуй, для меня Ахматова, прежде
всего, певец любви — того «высокого и огнен-
ного чувства», которое Анна Андреевна счи-
тала властелином мира {некогда еще Шекс-
пир сказал: «Любовь и голод правят миром»).
Тему любви Ахматова разрабатывает по-сво-
ему, не так, как ее великие современники.
У нее нет’ни мистических, прозрений, ни со-
циальной обусловленности любовных кон-
фликтов: первое характерно для поэзии Бло-
ка, второе — для творчества Маяковского.
В лирике же Ахматовой драматизм страсти
основывается на отношениях двух характе-
ров, психологическом подходе. Воссоздавая
в стихах женскую сущность, она избегает
абстракций, символичности, философских и
социальных обобщений: любовная лирика Ах-
матовой реалистична и психологична в луч-
ших традициях русской классической лите-
ратуры. Любовь — чувство, которое опре-
деляет для героини смысл жизни, ее ход;
оно — естественное состояние человеческого
сердца. Оно — «роковое душ слиянье» и их
«поединок роковой», говоря словами Тютче-
ва. Оно — боль и мука, для описания кото-
рых поэт прибегает к почти натуралистичес-
ким деталям:
От любви твоей загадочной,
Как от боли, в крик кричу.
Стала желтой и припадочной,
Еле ноги волочу.
Вспоминаются строчки Маяковского:
Я ж
навек
любовью ранен —
еле-еле волочусь.
При этом в отличие от Маяковского, от
Цветаевой Ахматова была очень сдержанна
в своих стихах. Они горят неким внутренним
огнем, позволяющим только предположить
подлинную силу и глубину страсти. С темой
любви неразрывно связана тема женской
гордости и независимости. Несмотря на все-
поглощающую силу чувства, героиня отстаи-
вает свое право на внутреннюю свободу, ин-
дивидуальность :
Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти…
Мысль о покорности, подчинении люби-
мому человеку чужда героине:
Тебе покорной? Ты сошел с ума!
Покорна я одной Господней воле.
Любовь и творчество, страсть и предназ-
начение часто возникают в лирике поэта
как враждующие стороны. Их сложные вза-
имоотношения описываются следующим об-
разом:
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет,.
‘ Поэтической душе невыносимо любовное
молчание, и потому она поет. Избранник серд-
ца может отказаться от ее глаз, но —
Вето жизнь ловить он будет стих,
Молитву губ моих надменных.
Лирическая героиня поэзии Ахматовой —
тоже поэт. И, как у каждого поэта, у нее
есть своя Муза. Ее Муза — родная сестра
дантовской и шекспировской, это муза-ино-
странка; она — подруга и соперница, не-
умолчный глас совести и нежная небожи-
тельница.
В своих стихах Ахматова часто развивает
тему поэзии как пути служения миру, лю-
дям — пути зачастую неблагодарного и тяго-
стного:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Гражданские мотивы органично входят
в творчество поэта, их наличие вытекает из
представления Ахматовой о высоком пред-
назначении поэзии. Поэзия не только слад-
кий дар песнопенья, но и «веление небес», тя-
желый крест, который нужно нести достойно.
И потому поэт всегда обречен быть в гуще
жизни, в центре событий, какими бы трагиче-
скими они ни были:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Побег, отступничество от своей страны,
от своего народа, от своих идеалов — по-
ступки, недостойные «скорбного духа» по-
эзии.
Образ женщины, ее назначение, судь-
ба женщины-поэта — таковы проявления
«женской» темы в творчестве Ахматовой.
У нее уникальное положение в русской ли-
тературе — положение первой женщины-
поэта (не поэтессы, а именно поэта). И сама
она осознавала этот свой удел — быть пер-
вой, и потому в ее лирике «женская» тема
является едва ли не доминирующей, Ахма-
това не просто научила «женщин говорить»,
выразив в своем творчестве женскую ду-
шу, — она целенаправленно разрушала ве-
ками складывавшийся образ иконы, «гения
чистой красоты»:
Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.
Мир стихов Ахматовой — это мир, откро-
венно, открыто данный с позиции женщины,
чья натура изменчива и противоречива. Это
мир, который измеряется глубиной личных
чувств героини. В подобном подходе для по-
эта — особая сила и полнота восприятия,
а не его узость. Следует отметить, что сама
Ахматова была способна объективно и даже
с иронией отнестись как к своей роли жен-
щины-поэта, так и к особенностям женской
природы в общем:
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви прославить?
Я научила женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Санкт-Петербург, духовная родина Ахма-
товой, стал неотъемлемой частью ее творче-
ства. Ее поэзия — поэзия петербуржанки,
строгая, классически соразмерная, родствен-
ная самой архитектуре города с его торжест-
венностью, симметричностью и строгостью
линий. Стихи Ахматовой неотделимы от Лет-
него сада, от белых ночей и невских набе-
режных:
Как площади эти обширны,
Как гулки и круты мосты!
Для любимого города у нее множество
эпитетов — порою противоречивых: дикий,
мрачный, священный, холодный, страдальче-
ский, туманный, спокойный, строгий Петер-
бург, а затем Ленинград — неизменно при-
сутствующий в ее поэзии фон, пространство,
где живут любовь и ненависть, измена, раз-
лука, радость, кровь.
Таким представляется мне поэтический
мир Ахматовой. Своеобразие ее стихов, сво-
еобразие трактовки в них тех или иных
традиционных мотивов обусловлено во мно-
гом творческой индивидуальностью автора,
сплавившей воедино великую традицию рус-
ской поэзии XIX века и искусство новейшей
эпохи. Она внесла свое понимание в такие
темы, как любовь, творчество, женская ду-
ша, патриотизм. При этом внутреннее ду-
шевное богатство и огромный поэтический
дар позволили ей явить из глубин своего
«я» целостную и универсальную картину
мира и человека в нем. Определив любовь
как центр мира и смысл жизни, Ахматова
тем самым вовсе не ограничивает свое твор-
чество — все его мотивы и образы замеча-
тельным образом оказываются связанными
друг с другом и с четко обозначенным цен-
тром. Ее лирика — ярчайший пример по-
эзии настоящего мастера и действительно
великого человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *