ОНЕГИН И ЛЕНСКИЙ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Голосуйте за сочинение

В. Г. Белинский назвал роман Пушкина
«Евгений Онегин» «энциклопедией русской
жизни». Ведь в романе, как в зеркале, отра-
зился «век и современный человек». Но ка-
ков он, современник Пушкина? Когда читаешь,
а точнее — наслаждаешься чтением пушкин-
ского шедевра, то кажется, что Александр
Сергеевич писал о себе. Он называет своего
главного героя «добрый мой приятель», сре-
ди друзей Онегина — друзья самого Пушки-
на, да и сам Пушкин везде незримо присут-
ствует в романе. Однако слишком примитив-
ным было бы утверждение, что Онегин — это
автопортрет. Слишком сложна и непостижи-
ма душа Пушкина, слишком многогранна
и противоречива для того, чтобы отразиться
в одном «типичном представителе» «золотого
века». Наверное, поэтому и прожил в романе
свою недолгую яркую жизнь молоденький
идеалист Ленский — тоже часть души поэта.
Онегин и Ленский, оба любимые автором, та-
кие похожие и разные, близкие и далекие,
как полюса одной планеты, как две половин-
ки одной души… Как неизбежно кончается
молодость, как неотвратимо приходит зре-
ло,сть ума, а вместе с нею и конформизм, так
неотвратима для Пушкина в романе гибель
юного романтика.
Евгений Онегин получает типичное арис-
тократическое воспитание. Пушкин пишет:
«Сперва мадам за ним ходила, потом мосье
ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин
все же получил тот минимум знаний, какой
считался обязательным в дворянской среде.
Пушкин, делая зарисовки, как бы вспомина-
ет свою молодость:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть…
Далее он дает характеристику Онегину;
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
По своему уму Онегин стоит гораздо вы-
ше своих сверстников. Он знал немного клас-
сическую литературу, имел представление
об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не
приводит ни к романтическим, пламенным
чувствам, как у Ленского, ни к резкому по-
литическому протесту, как у грибоедовского
Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пре-
сыщение удовольствиями света привели к
тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он
впадает в глубокую хандру:
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
От скуки Онегин пробует искать смысл
жизни в какой-либо деятельности. Он много
читает, пробует писать, но первая попытка ни
к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ниче-
го не вышло из пера его».
В деревне, куда Онегин едет за наследст-
вом, он предпринимает еще одну попытку
практической деятельности:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед…
Но барское отвращение к труду, привыч-
ка к свободе и покою, безволие и ярко выра-
женный эгоизм — это то наследие, которое
Онегин получил от «высшего света».
В противоположность Онегину в образе
Ленского дан другой тип дворянской молоде-
жи. Ленский играет существенную роль в
постижении характера Онегина. Ленский —
дворянин, по возрасту он младше Онегина.
Он получил образование в Германии:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды,
Дух пылкий и довольно странный…
Духовный мир Ленского связан с романти-
ческим мировоззрением, он «поклонник Канта
и поэт». У него над разумом довлеют чувства,
он верит в любовь, в дружбу, в порядочность
людей, это непоправимый идеалист, который
живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский
смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он на-
ивно находит родную душу’в Ольге, самой
обыкновенной девушке.
Причиной гибели Ленского косвенно
явился Онегин, но на самом деле он погибает от
грубого соприкосновения с жестокой действи-
тельностью. Что общего между Онегиным и
Ленским? Оба принадлежат к привилегирован-
ному кругу, они умны, образованны, по своему
внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их
окружает, романтическая душа Ленского по-
всюду ищет прекрасное. Онегин же через все
это прошел, устал от лицемерия и разврата
светского общества. Пушкин пишет о Ленском:
«Он сердцем милый был невежда, его лелеяла
надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин
слушал пылкие речи Ленского с улыбкой стар-
шего, он старался сдержать свою иронию:
«И думал: глупо мне мешать его минутному
блаженству; и без меня пора придет; пускай
покамест он живет да верит мира совершенст-
ву; простим горячке юных лет и юный жар,
и юный бред». Для Ленского дружба — острая
потребность натуры, Онегин же дружит «ску-
ки ради», хотя по-своему привязан к Ленско-
му. Не знающий жизни Ленский воплощает
в себе не менее распространенный тип передо-
вой дворянской молодежи, так же, как и разо-
чарованный в жизни Онегин.
Пушкин, противопоставляя двух молодых
людей, тем не менее отмечает общие черты
характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна
и камень, стихи и проза, лед и пламень не
столь различны меж собой». «Не столь раз-
личны меж собой». Как понимать эту фразу?
На мой взгляд, объединяет их то, что они оба
эгоцентричны, это яркие индивидуальности,
которые сосредоточены только на своей якобы
неповторимой личности. «Привычка всех счи-
тать нулями, а единицами — себя» рано или
поздно должна была привести к разрыву.
Онегин вынужден убить Ленского. Презирая
свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь
насмешек и упрека в трусости. Из-за ложно-
го понятия о чести он губит невинную душу.
Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского,
если б он остался жив. Возможно, он стал бы
декабристом, а может быть, и просто обывате-
лем. Белинский, анализируя роман, считал,
что Ленского ждал второй вариант. Пушкин
пишет: «Во многом он бы изменился, расстал-
ся б с музами, женился, в деревне счастлив
и рогат носил бы стеганый халат».
Я думаю, Онегин все-таки был внутренне
глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный
ум» гораздо приятнее, чем возвышенный ро-
мантизм Ленского, который быстро бы исчез,
как исчезают цветы поздней осенью. Неудов-
летворенность жизнью способны испытывать
только натуры глубокие, Пушкину ближе
Онегин, он пишет о себе и о нем:
Л был озлоблен, он угрюм,
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердцах жар угас.
Пушкин открыто признается в симпатиях
к нему, многие лирические отступления в ро-
мане посвящены этому. Онегин глубоко стра-
дает. Это можно понять из строк: «Зачем я
пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я-
старик, как этот бедный откупщик? Я молод,
жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска,
тоска!..»
Пушкин воплотил в Онегине многие из
тех черт, которые позднее проявятся у от-
дельных персонажей Лермонтова, Тургене-
ва, Герцена, Гончарова и других писателей.
А такие романтики, как Ленский, не могут
противостоять ударам жизни: они либо при-
миряются с ней, либо гибнут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *