«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» Н. С. ЛЕСКОВА

Голосуйте за сочинение

Удивительный русский писатель Н. С. Лес-
ков в повести «Очарованный странник» со-
здает совершенно особый, не сопоставимый
ни с одним из героев русской литературы об-
раз. Это Иван Северьянович Флягин, «очаро-
ванный странник».
У него нет никакой конкретной цели пу-
тешествия, ибо жизнь неисчерпаема. Широ-
кая душа странника уживается абсолютно со
всеми — будь то дикие киргизы или строгие
православные монахи.
Он настолько коммуникабелен, что согла-
сен жить по законам тех, кто его принял. По
мусульманскому обычаю он имеет несколько
жен. Жестокую «операцию», которую с ним
проделали татары, принимает как должное.
В монастыре он не только не ропщет на то,
что в наказание его, заперли на все лето в
темном погребе, но даже умудряется найти в
этом радость: «Здесь и церковный звон слыш-
но, и товарищи навещали».
Но, несмотря на такую уживчивую нату-
ру, он нигде не задерживается надолго. Мо-
жет показаться, что Иван легкомыслен, не-
постоянен, неверен себе и другим, поэтому
скитается по миру и не может найти себе
пристанища.
Но это не так, Свою преданность и вер-
ность он доказывал не раз — и тогда, когда
спас от неминуемой гибели семью графа К.,
и в отношениях с князем и Грушей. А столь
частая смена мест обитания и неумная тяга к
странствиям Флягина объясняются вовсе не
недовольством жизнью, а, напротив, жаждой
испить ее до последней капли.
Флягин настолько открыт жизни, что она
сама несет его, а он с мудрой покорностью
следует ее течению. Но это не следствие ду-
шевной слабости и пассивности, а полное при-
ятие своей судьбы.
— Часто Флягин не отдает себе отчета в по-
ступках, интуитивно полагаясь на мудрость
жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила,
перед которой он открыт и честен, вознаг-
раждает его за это и хранит.
Иван неуязвим для смерти, к которой он
всегда готов. Чудом он спасается от гибели,
удерживая коней на краю пропасти, цыган
вынимает его из петли, он одерживает верх
в поединке с татарином, бежит из плена, спа-
сается от пуль во время войны.
Флягин говорит о себе, что он «всю
жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объ-
ясняет это тем, что он — «большой греш-
ник», которого «ни земля, ни вода принимать
не хочет».
На его совести — смерть монаха, татари-
на и цыганки Груши. Он без зазрения совес-
ти бросает своих детей от татарских жен, его
«искушают бесы». Но ни один из его «грехов-
ных» поступков не порожден ненавистью, ло-
жью, жаждой личной выгоды.
Смерть монаха — результат несчастного
случая, Саварикея Иван засек до смерти в
честном бою, а в истории с Грушей он посту-
пил, следуя велению своей совести, сознавая,
что совершает убийство…
Понимая неминуемость смерти цыганки,
он берет грех на себя, надеясь в будущем
вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь,
ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за
свою, не погуби же меня,-чтобы я на себя
руку подняла», — умоляет его несчастная
Груша.
У Ивана своя собственная религия, своя
мораль, но в жизни он всегда честен с собой
и с другими. Повествуя о своей жизни, Фля-
гин ничего не утаивает, ибо душа его откры-
та как для Бога, так и для случайных попут-
чиков.
Флягин наивен и прост, как младенец,
но когда он борется с несправедливостью и
злом, он может быть решительным и даже
жестоким. За истязание птички он наказыва-
ет барскую кошку и отрезает ей хвост, за что
сам получает суровое наказание.
Ему «за народ очень, помереть хочется»,
и он отправляется на войну вместо юноши,
с которым родители не в силах расстаться.
Флягин необыкновенно одаренный человек,
для него нет ничего невозможного. Тайна
его силы, неуязвимости и удивительного
дара — всегда ощущать радость — заклю-
чается в том, что он всегда поступает так,
как того требуют обстоятель’ства. Он в гар-
монии С миром, когда мир гармоничен, и он
готов сражаться со злом, когда оно стоит на
его пути. Флягин — само проявление жиз-
ни. Он естествен как трава, дерево, птицы,
звери.
И вместе с тем, это чисто русский харак-
тер. Ни у какого другого народа нет людей
такого типа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *