ОБРАЗЫ ДВОРЯН В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Дворянское общество в повести «Дубров-
ский» представлено рядом персонажей, одни
из которых изображены всесторонне и полно
(Троекуров, Дубровский), другие — менее
подробно (князь Верейский), о третьих —
вспоминается вскользь (Анна Савишна и дру-
гие гости Троекурова).
Одним из главных героев повести явля-
ется Кирила Петрович Троекуров. В этом
человеке автор отобразил самую прочно сто-
ящую на ногах часть дворянства, владык
мира, ярых сторонников крепостного права.
Именно эта часть дворянства в начале во-
семнадцатого века диктовала свои условия
стране и чувствовала себя привольно, осо-
бенно в глубинке России.
Получая огромные доходы от эксплуата-
ции подвластных им крестьян, помещики не
утруждали себя никакими делами, праздно
и разгульно проводя время. Они не желали
никаких демократических преобразований в
стране, так как подобные мероприятия угро-
жали их безраздельному владычеству и бла-
госостоянию.
Что касается Кирилы Петровича Троеку-
рова, то «его богатство, знатный род и связи
давали ему большой вес в губерниях, где на-
ходилось его имение. Соседи рады были
угождать малейшим его прихотям; губерн-
ские чиновники трепетали при его имени;
Кирила Петрович принимал знаки подобост-
растия как надлежащую дань; дом его всегда
был полон гостями, готовыми тешить его бар-
скую праздность… Никто не дерзал отказы-
ваться от его приглашения или в известные
дни не являться с должным почтением в се-
ло Покровское». Науками этот своенравный
русский барин себя не утруждал. Автор с яв-
ной иронией и осуждением говорит, что «Ки-
рила Петрович выказывал все пороки чело-
века необразованного». А так как физичес-
ких сил у Троекурова было хоть отбавляй,
то он без конца устраивал в своем поместье
всевозможные увеселительные мероприятия
и давал «полную волю всем порывам пылко-
го своего нрава и всем затеям довольно огра-
ниченного ума». Одной из затей, имевшей
назначение увеселения своих гостей, а более
всего — себя, была затея с медведем, которо-
го Троекуров специально откармливал в сво-
ем поместье, чтобы при случае подшутить
над новым гостем.
Несмотря на то, что почти каждый из гос-
тей избалованного донельзя помещика побы-
вал в комнате с медведем и не только испы-
тал нечеловеческий страх, но и получил фи-
зические увечья, жаловаться на Кирила Пе-
тровича никто не решался — слишком уж
безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Пет-
рович любил охоту с собаками, он готовился
к ней заранее и тщательно. После охоты
обычно в поместье барина устраивалась дли-
тельная попойка всех ее участников. Очень
часто друзья хлебосольного хозяина разъез-
жались по домам только под утро.
Чтобы читатель получил полное пред-
ставление об избалованности и самодурстве
Кирила Петровича, автор вводит в повесть
эпизод, подробно описывающий псарню по-
мещика, предмет его гордости и восхищения.
В псарне этой «…более пятисот гончих и бор-
зых жили в довольстве и тепле, прославляя
щедрость Кирила Петровича на своем соба-
чьем языке. Тут же находился и лазарет для
больных собак, под присмотром штаб-лекаря
Тимошки, и отделение, где благородные суки
ощенялись и кормили своих щенят». Какая
забота о животных, какое благородство — не
правда ли? Да, все это выглядело бы именно
так, если бы крепостные люди этого барина,
на которых держалось его благосостояние,
жили лучше собак или, по крайней мере, хо-
тя бы так же.
Ничего не стоит Троекурову унизить че-
ловека, даже того, к кому он питает уваже-
ние. А не подчиниться воле деспота и само-
дура — значит стать его заклятым врагом.
И уж тогда Кирила Петрович не остановится
ни перед чем, лишь бы продемонстрировать
свое превосходство. Именно так он поступил
с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он «любил до безумия, но об-
ходился с нею со свойственным ему своенра-
вием, то стараясь, угождать малейшим ее
прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и
жестоким обращением». Отношения с Ма-
шей, как, впрочем, и со всеми остальными, он
строил на требовании полного ее подчинения
своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши
об отмене свадьбы с нелюбимым человеком
Кирила Петрович не удосужился даже вы-
слушать. Конечно, это можно списать на его
чрезмерную заботу о судьбе дочери, но сча-
стлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее
долю счастье узнать, что такое разделенная
любовь? Почти с уверенностью можно ска-
зать — нет. Маша, как и онегинская Татья-
на, воспитана на принципе: «Но я другому
отдана; я буду век ему верна».
Итак, в образе Троекурова автор показал
далекую от реформаторских идей часть по-
местного дворянства, ведущую разгульный,
праздный образ жизни. Отличительные чер-
ты этих дворян — необразованность, прими-
тивность, алчность и самолюбие. Прочно сто-
ящая на ногах, эта часть поместного дворян-
ства яростно защищает старинный уклад
жизни, основанный на порабощении челове-
ка человеком, и для обеспечения своего гос-
подства готова на самые жестокие меры.
Совсем иным предстает перед нами образ
другого поместного дворянина — Андрея Га-
вриловича Дубровского. «Будучи ровесника-
ми, рожденные в одном сословии, воспитан-
ные одинаково…», имея похожие характеры
и наклонности, Троекуров и Дубровский-
старший по-разному смотрели на крестьяни-
на и на смысл жизни. Крестьян своих кисте-
невский барин не притеснял, поэтому и они
относились к нему с любовью и уважением.
Отношение Троекурова к крепостным крес-
тьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому
и сказал своему другу: «…псарня чудная,
вряд людям вашим житье такое ж, как ва-
шим собакам». Так же любя, как и Троеку-
ров, охоту, Дубровский, однако, относился к
праздным и разгульным попойкам соседа не-
благосклонно и с неохотой посещал их. Силь-
но развиты у этого человека чувство собст-
венного достоинства и гордость.
Ни в первые годы своей жизни в помес-
тье, ни потом Андрей Гаврилович не согла-
шался воспользоваться дарами, которые
предлагал ему Троекуров. Более того, в от-
личие от остальных помещиков, Дубровский
никогда не боялся высказать в присутствии
Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать
перед богатым соседом было не в его пра-
вилах. Образ Андрея Гавриловича Дубров-
ского — образ благородного дворянина, за-
ботящегося не только о своем кошельке, но
и о вверенных ему крестьянах. Я думаю, что
именно такие дворяне, при положительном
стечении обстоятельств, были бы сторон-
никами демократических преобразований в
России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *