ОБРАЗ СОФЬИ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Голосуйте за сочинение

Образ Софьи — один из самых сложных
и интересных в галерее женских образов «Го-
ре от ума». К ней сходятся многие сюжетные
и эмоциональные нити пьесы. К ней обраще-
на первая реплика Чацкого: «Чуть свет — уж
на ногах! И я у ваших ног», — энергичного,
жизнерадостного, преисполненного надежд,
окрыленного долгожданной встречей с люби-
мой девушкой. К Софье обращается главный
герой и в трудную минуту, когда возмущен-
ная нападками Чацкого светская толпа начи-
нает травлю отступника: «Душа здесь у меня
каким-то горем сжата, и в многолюдстве я
потерян». После неожиданной комической
развязки сюжета, когда герои сбрасывают ма-
ски и обнаруживается подлинная подоплека
любовных отношений, Чацкий, уязвленный
оскорбительным выбором Софьи, явившимся
последней каплей в чаше страданий героя,
в отчаянии взывает к обманувшей его луч-
шие чувства девушке как к источнику своих
страданий: «Слепец! Я в ком искал награду
всех трудов! Спешил!., летел! Дрожал! Вот
счастье, думал, близко». Так что же собой
представляет эта героиня, столь притягатель-
ная для Чацкого — высокородного, умного,
неординарного? Злой гений, пошлая кокетка,
жертва обмана, чувствительная дура? Не-
ужели человек с таким пронзительным умом,
безошибочным умением разбираться в людях
мог полюбить недостойную его девушку?
Детство Чацкого прошло в доме Фамусо-
вых. Пока Софье не исполнилось четырнад-
цать лет, в «возрасте том невинном», они
росли вместе, соединенные настоящей друж-
бой, предавались играм и забавам, прячась
в темном уголке от взрослых. Безусловно,
озорной, остроумный, ласковый юноша нра-
вился девушке, возможно, эта детская при-
вязанность переросла в первую любовь. Во
всяком случае, Чацкий искренне рассчиты-
вал на взаимное чувство своей возлюбленной.
Молчалин также считал, что Софья «любила
Чацкого когда-то». Софья же называет это
ребячеством, для нее напоминание о невин-
ных шалостях вызывают даже как будто до-
саду. Эта немотивированная категоричность,
25
повышенная эмоциональность’девушки в оцен-
ке взаимоотношений с главным героем комедии
наводят на мысль о сложной, неоднозначной
природе этих отношений: «Да, с Чацким, прав-
да, мы воспитаны, росли; привычка вместе
быть день каждый неразлучно связала дет-
скою нас дружбой…».
Любила ли Софья Чацкого хоть когда-то,
или это плод его пылкого воображения? Оби-
да на отвергнутое однажды чувство, все еще
больная рана от несбывшихся надежд, хоть
и немного исцеленная новой влюбленностью,
проступают в репликах героини: «У нас ему
казалось скучно», «и потом опять прикинул-
ся влюбленным», «вот о себе задумал он вы-
соко», и, наконец, трогательное междометие
«ах» в устах Софьи свидетельствуют о сожа-
лении и смирении перед судьбой:
Охота странствовать напала на него.
Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
Она прямо обвиняет Чацкого в отсутствии
любви, в рассудочности и искусственности
его чувства. Ведь он оставил девушку, когда
их отношения могли действительно перерас-
ти в настоящую любовь. Любовь для Софьи,
как для всякой чувствительной девушки, пре-
выше всего, и ради нее можно пожертвовать
многим. Жертвовать же любовью ради непо-
нятных «высоких дум», рисковать чувством
взаимности, оставляя возлюбленную мучить-
ся в сомнениях, для Софьи означает отсутствие
подлинного чувства, игру в любовь: «Прики-
нулся влюбленным, взыскательным и огорчен-
ным». И девушка отвергает такое проявление
чувств, находя замену в непритязательном
и самоотверженном служении Молчалина.
Она вполне честна в отношениях с Чацким,
искренне убеждая себя, его и других: «Я очень
ветрено, быть может, поступила, и знаю, и
винюсь; но где же изменила?». Софья убеж-
дена в своем праве выбора, поскольку никог-
да не принимала обязательств перед .Чацким,
а он дал повод усомниться в своем чувстве,
оставив ее одну.
Софья — умная, образованная, прямо-
душная, искренняя девушка. Рано оставшись
без матери, она полностью лишена родитель-
ского тепла. Отец, проникнутый честолюби-
выми расчетами, заботится только о соблю-
дении внешних приличий в ее поведении, ни-
сколько не интересуясь духовным развитием
дочери. Главная его забота в отношении до-
чери — удачно выдать ее замуж за состоя-
тельного и знатного человека. Таковым в его
представлении является полковник Скало-
зуб — «известный человек, солидный… не
нынче-завтра генерал». Софья и здесь пре-
дельно искренна, она в ужасе от такой пер-
спективы: «Он слова умного не выговорил
сроду, — мне все равно, что за него, что в во-
ду». Атмосфера фамусовского дома, прони-
занная духом угодничества, корыстолюбия,
эгоизма, безумного наслаждения жизнью,
чужда ей. Французские сентиментальные
романы разбудили ее воображение и жажду
любви, но не научили мыслить и реально
оценивать жизненные ситуации. Поэтому
Софья не смогла распознать в мелком подха-
лиме Молчалине его истинную сущность. Со-
фья не обладает таким беспощадно логичным,
острым умом, как Чацкий. Ее ум житейский,
он не обременен идеями и убеждениями, а
чувствительность, искренность душевных по-
рывов испорчены книжными штампами.
Софья негативно воспринимает остроум-
ные реплики Чацкого, его гневные тирады
против бездуховности, пошлости, ограничен-
ности и эгоизма мира, в котором она живет и
другого (кроме вымышленного, искусственно-
го) не знает. Чтобы оценить самобытный ум
Чацкого, ей нужно подняться над собой, стать
выше своей среды. Софья не готова критико-
вать пороки своего круга, она сама порождение
и жертва его, потому проникновенные моноло-
ги Чацкого представляются ей злым шутовст-
вом. Софья все воспринимает через призму
чувствительности, человечности, социальный
взгляд на мир ей не свойственен. «Грозный
взгляд и резкий тон» Чацкого вызывают ее ре-
шительный протест:
Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык?
В презренъи к людям так нескрыту?
Что и смирнейшему пощады нет!., чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет!
Шутить’. И век шутить! Как вас на это
станет!
В речах Чацкого Софья находит непри-
крытый эгоизм, склонность к самолюбованию,
жестокую насмешку над несовершенством че-
ловека. Она противопоставляет проявлению
блестящего ума, бичующего пороки общества,
«что счастье для иных, а для иных чума, ко-
торый скор, блестящ и скоро опротивит», ум
Молчалина, но делает это так прямолинейно,
что Чацкий воспринимает нарисованный ею
портрет как пародию. Перечисляемые ею как
достоинства душевные качества избранника
выглядят проявлением пошлости и ничтожно-
сти, хоть монологи героини и лишены малей-
шей иронии:
Чудеснейшего свойства
Он, наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и втсось не рубит, —
Вот я за что его люблю.
Почему же Софья предпочла несомненным
достоинствам Чацкого полное отсутствие до-
стоинств у Молчалина? Как эта начитанная,
умная девушка могла увлечься абсолютным
ничтожеством, средоточием низости, цинизма
и безликости? По-видимому, Софья борется,
за свое право на обычное семейное счастье.
С Чацким совместная жизнь совершенно не-
возможна, так как ни один человек не смог бы
постоянно выносить его язвительность. Мол-
чалин же — идеальный муж. Образ робкого,
мечтательного юноши, романтичного, но бед-
ного ей знаком из сентиментальных романов.
Софья проявляет характер, выбирая своего
героя вопреки планам и советам отца. Книж-
ные идеалы уводят ее далеко от реальной
действительности, и незаурядная девушка,
обманутая порождением фамусовского обще-
ства, Молчалиным, переживает сердечную
драму. Образ Софьи — единственный свет-
лый в фамусовском окружении. И.А.Гонча-
ров писал: «Вглядываясь глубже в характер
и обстановку Софьи, видишь, что не безнрав-
ственность (но и не «бог», конечно) «свели ее»
с Молчалиным. Прежде всего, влечение по-
кровительствовать любимому человеку, бед-
ному, скромному, не смеющему поднять на
нее глаз, — возвысить его до себя, до своего
круга, дать ему семейные права. Без сомне-
ния, ей в этом улыбалась роль властвовать
над покорным созданием, сделать его счастье
и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из
этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-
слуга — идеал московских мужей!».
Софью Павловну не стоит судить слишком
строго’. В конце концов, она дважды пережила
любовное разочарование. А то, что она якобы
предпочла Чацкому Молчалина, — ей не из
кого было выбирать, а юная девушка мечтала
о красивом чувстве, как и Татьяна Ларина.
И в том, что неопытная Софья стала жертвой
подлеца, есть и вина Чацкого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *