ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Два величайших писателя, Ф.М.Досто-
евский и Л.Н.Толстой, почему-то в равной
степени недолюбливали творение Петра Ве-
ликого, его детище — Петербург. Это свое
негативное отношение к северной столице
они отразили в своих бессмертных произве-
дениях.
«Редко где найдется столько мрачных,
резких и странных влияний на душу челове-
ка, как в Петербурге», — констатирует Сви-
дригайлов, герой романа Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание». И действитель-
но, Петербург театрально красив, но абсо-
лютно плосок и прям, как шахматная доска.
Единственное отступление от плоскости —
это арки мостов, единственное нарушение
прямизны — это изгибы рек и каналов. Пе-
тербург был построен на пустом месте, среди
болот, и эта напряженная искусственность
давит постоянно. Можно восхищаться архи-
тектурными красотами этого города и одно-
временно сходить с ума от ощущения замк-
нутости и одиночества.
Это происходит с героями романа Досто-
евского. «На улице жара стояла страшная, к
тому же духота, толкотня, всюду известка, ле-
са, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь,
столь известная каждому петербуржцу, не
имеющему возможности нанять дачу, — все
это неприятно потрясло и без того уже расст-
роенные нервы юноши», — пишет Достоевский
в «Преступлении и наказании», прослеживая
связь между «исступленными мыслями» Рас-
кольникова и «черепашьей скорлупой» его
каморки, Эта каморка является своеобраз-
ным символом более грандиозной, но столь
же душной каморки — большого города.
Только в духоте узких улочек, в тесноте ужас-
ных квартир может развернуться драма уни-
женных и оскорбленных, борьба жизни с же-
ланием существовать, жестокий поединок
смерти и молодости…
Картину тесноты, нравственной подавлен-
ности людей, ютящихся «на аршине прост-
ранства», дополняет чувство духовного одино-
чества человека в огромном городе, Люди от-
носятся здесь друг к другу с подозрением и
недоверием, их объединяет злорадство и лю-
бопытство к несчастью ближнего. Под пьяный
хохот и язвительные насмешки посетителей
кабака рассказывает Мармеладов страшную
историю своей жизни.
В романе возникает образ Петербурга
мертвого, холодного, равнодушного к судьбе
человека: «необычным холодом» веет на Рас-
кольникова «от этой великолепной панорамы;
духом немым и глухим полна для него эта
картина».
Если для Достоевского Петербург — это
холодный исполин, огромная бездна, мрач-
ный город доходных домов, дворов-колодцев,
черных лестниц, грязных углов, город — со-
участник преступления Раскольникова, то
для Толстого Петербург — замкнутое про-
странство, «тюрьма» для души, где положи-
тельный герой в полной мере ощущает свое
одиночество. Вспомним, как неуютно князю
Андрею в Петербурге светских салонов и гос-
тиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не
зря говорит он Пьеру при встрече с ним;
«Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь
не для меня».
Петербург для Толстого — это источник
искушения и всяческих бед. Жизнь светско-
го Петербурга пагубным образом влияет на
Пьера после того, как он стал наследником гра-
фа Безухова. Он пускается во все тяжкие:
пьет, кутит, устраивает нелепые шалости вро-
де случая с медведем, ведет праздный, бес-
смысленный образ жизни..
Подобно напряженной искусственности
архитектуры этого города, искусственность
и фальшь царят в душах представителей пе-
тербургского высшего света. Интриги, при-
дворные сплетни, карьера, богатство — вот
их интересы, вот все, чем они живут. Все
здесь насквозь пропитано ложью: и дежур-
ные улыбки Анны Павловны Шерер, и ла-
кированные от чужих нескромных взглядов
плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная
любезность таких, как Друбецкой. В этом
обществе нет ничего правдивого, естествен-
ного, простого (того, что так ценит в челове-
ке Толстой). Их речь, жесты, интонация и
поступки определяются «условными прави-
лами светского поведения». Город, в кото-
ром они живут, сыграл с ними мрачную шутку,
наложив свой отпечаток на их души: он сотво-
рил их по своему образу и подобию.
Несмотря на то, что два величайших пи-
сателя по-разному изобразили Петербург
в своем творчестве, отношение их к городу
одинаковое: оба они не любят и не принима-
ют его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *