ОБРАЗ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

...

Голосуйте за сочинение

Роман в стихах «Евгений Онегин» справед-
ливо называют «энциклопедией русской жиз-
ни». Автор отразил в нем жизнь разнообраз-
ных слоев русского общества, точно и выра-
зительно осветил особенности экономики
и культуры России своего времени. И все же
в первую очередь это роман о духовных иска-
ниях дворянской молодежи, ярким представи-
телем которой был Евгений Онегин. Она му-
чительно искала свое место в жизни, выражая
свой протест демонстративным неучастием
в официозных социальных институтах. Реаль-
ность образа Евгения Онегина и духовную
его близость автору Пушкин неоднократно
подчеркивал на страницах романа: «Онегин,
добрый мой приятель», «мне нравились его
черты: мечтам невольная преданность, не-
подражительная странность и резкий, ох-
лажденный ум».
Евгений Онегин родился в Петербурге в
разорившейся аристократической семье, по-
лучил типичное светское воспитание и обра-
зование:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
В этой оценке подчеркивается непритя-
зательность аристократического общества,
требующего лишь соблюдения внешних ат-
рибутов уровню цивилизованного общения:
знание французского, танцы, поклоны, изя-
щество и умение поддерживать светские бе-
седы. Но Пушкин, критически оценивая ти-
пичное дворянское образование («мы все
учились понемногу чему-нибудь и как-ни-
будь») отдавал должное заинтересованности
Онегина определенными науками. Его позна-
ния в античной литературе были довольно
посредственны, в поэтической технике Оне-
гин вообще не разбирался, но интересовался
политической экономией, понимал экономи-
ческие законы развития общества и вслед за
прогрессивным буржуазным экономистом
Адамом Смитом считал, что деньги — мерт-
вый капитал.
В юности Онегин вел обычный для «золо-
той молодежи» образ жизни: ночные балы,
сон до обеда, театры, рестораны, любовные
похождения, прогулки по Невскому про-
спекту. Несмотря на успех в светских сало-
нах и снисходительность петербургских кра-
савиц, «забав и роскоши дитя» вскоре понял,
что жизнь его «однообразна и пестра», кри-
тически оценил бездуховность, пустоту пра-
здного времяпрепровождения. Все это иссу-
шало душу, притупляло чувства, не давало
пищи его острому уму — тоска и разочарова-
ние овладели Евгением.
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу…
Онегину претит однообразие этого кра-
сочного праздника жизни, его деятельная на-
тура жаждет созидания, а не потребитель-
ского пользования плодами цивилизации. Ев-
гений пытался изложить свои взгляды на
бумаге, «но труд упорный ему был тошен;
ничего не вышло из пера его». Отсутствие
привычки к систематическому труду, неуме-
ние преодолевать себя — издержки беспоря-
дочного воспитания — не позволили Онегину
заняться творчеством. Тогда, «преданный
безделью, томясь душевной пустотой», Евге-
ний пытался в книгах найти ответы на томя-
щие его вопросы о смысле жизни, назначе-
нии человека, способах самореализации, но
разбросанные в плодах «ума чужого» зерна
мудрости были столь малы и редки, что со-
бирать их герою представилось бесполезным.
Онегин мучительно ищет выход из душевно-
го кризиса, пытается понять, как придать
жизни смысл, наполнить ее реальным содер-
жанием, но не может преодолеть критичес-
кого восприятия действительности, а крити-
ка, как правило, не носит конструктивного
характера:
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
Евгений Онегин по интеллектуальному
развитию, безусловно, выше своей среды и
ограничиться растительным существованием
«золотой молодежи» не может, но вырваться
за пределы системы тоже не может, посколь-
ку не знает альтернативной социальной док-
трины. В, Г. Белинский так оценил нравст-
венное состояние героя, психологические ис-
токи его душевного беспокойства: «Бездея-
тельность и пошлость жизни душат его, он
даже не знает, что ему надо, что ему хочет-
ся, но он… очень хорошо знает, что ему не на-
до, что ему не хочется, чем так довольна, так
счастлива самолюбивая посредственность».
Получив в наследство имение дяди, Онегин
был очень рад, что «прежний путь переменил
на что-нибудь»: он наслаждался созерцанием
мирной природы и «деревенской тишины». Но
чувство внутренней неудовлетворенности, осо-
знание бездуховности помещичьего жизненно-
го уклада, «где деревенский старожил лет со-
рок с ключницей бранился, в окно смотрел
и мух давил», вновь возобновили в нем при-
ступы хандры. Пытаясь разнообразить жизнь,
томясь от скуки и бездеятельности, Онегин
осуществил доступные ему социальные преоб-
разования:
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Несмотря на прогрессивные экономичес-
кие взгляды, Онегин не придавал особого
значения своим преобразованиям: жизнь
крепостного крестьянства не очень волновала
новоявленного реформатора. Разумеется, он
облегчил жизнь своим подданным, чем вы-
звал критическое отношение расчетливых
соседей, и сделал это из соображений спра-
ведливости и с учетом современных взглядов
на эффективность освобожденного труда. Но
для разочарованной души героя этот благо-
родный поступок не стал спасением, началом
преодоления кризиса и обращением к актив-
ной жизни. Но слишком занят он своими
душевными терзаниями, слишком обращен
внутрь себя, чтобы конкретная жизненная
цель стала определяющей, поглотила его це-
ликом.
Познакомившись с юным восторженным
поэтом Владимиром Ленским, соседом по
имению, Онегин, «хоть он людей, конечно,
знал и вообще их презирал», близко сошелся
с ним. Ленский был полной противоположно-
стью Онегина: пылкий, мечтательный, «он
сердцем милый был невежда», «он верил, что
друзья готовы за честь его принять оковы».
Разочарованному, искушенному эгоисту был
чужд юношеский энтузиазм и идеализм по-
эта. Но неприятие бездуховного, приземлен-
ного мира уездного дворянства роднили Оне-
гина с Ленским. Они бесконечно спорили о
самых сложных проблемах бытия, и Онегин
с улыбкой превосходства, а отчасти с завис-
тью к свежести чувств и непосредственности
душевных порывов слушал восторженную
речь Владимира:
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
Однако искренняя привязанность Онеги-
на к юному поэту не помешала ему спрово-
цировать Ленского на дуэль: из-за своего
плохого настроения, вызванного приглашени-
ем поэта на званый обед к Лариным, Онегин
«поклялся Ленского взбесить и уж порядком
отомстить». Евгений не мог представить со-
стояние поэта, в воображении которого каж-
дая деталь значима, ведь «он любил, как в
наши лета уже не любят; как одна безумная
душа поэта еще любить осуждена». Евгений
искренне раскаивается в своём глупом ро-
зыгрыше, «что над любовью робкой, нежной
так подшутил вечор небрежно», корит себя
за то, что вовремя «мог бы чувства обнару-
жить, а не щетиниться, как зверь». Но не на-
ходит в себе нравственных сил подняться
над «общественным мненьем» ради торжест-
ва справедливости. Ленский погибает от ру-
ки Онегина — чести был принесен в жертву
единственный друг. Испытанное Евгением
потрясение не избавляет его от ответствен-
ности за гибель поэта. Несмотря на прене-
брежение светскими условностями и резкое
неприятие светского образа жизни, над Оне-
гиным все же сильно довлеют предрассудки,
его внутренний мир полон противоречий.
Любовь очаровательной Татьяны Лари-
ной глубоко тронула Евгения: он высоко оце-
нил ее естественность, цельность натуры,
одухотворенность, тонкость чувств. С перво-
го взгляда герой проницательно отметил ее
мечтательность и непосредственность, про-
тивопоставив сестре: «В чертах у Ольги жиз-
ни нет». Но душевная опустошенность, эмо-
циональная пресыщенность не позволили
ему поддаться естественному порыву. Мно-
гочисленные победы над «сердцами кокеток
записных» притупили его чувства, лишили
уверенности в своей способности к искренней
любви. Онегин проявляет чуткость и дели-
катность, отвергая любовь Татьяны, и объяс-
няет свой отказ неспособностью к семейной
жизни:
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Онегин был великодушен и снисходите-
лен к неопытной девушке, «не в первый раз
он тут явил души прямое благородство». Од-
нако впоследствии, когда Евгений полюбил
ставшую светской дамой Татьяну, она хоть
и выражала ему благодарность за честность
и прямоту, все же с содроганием вспоминала
его «суровость» и менторский тон:
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь…
Пожертвовав дружбой и любовью ради
«вольности и покоя», Онегин не обрел ни то-
го, ни другого. Одиночество, «странствия без
цели», неразделенная любовь — вот итог его
жизни. Онегин не реализовал себя, остав-
шись непонятым и одиноким:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Жизнь создала этого «страдающего эгоис-
та». Превосходство над окружающими, неже-
лание служить толкали героя на путь бесплод-
ных поисков своего пути. Всей своей жизнью
он утверждал несовершенство общества, не-
востребовавшего эту яркую личность.



Похожие сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *