ОБРАЗ ОНЕГИНА — «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

...
Голосуйте за сочинение

Термин «лишний человек» ввел в обиход
русской культурной жизни И. С. Тургенев
в пятидесятые годы XIX века. Однако впер-
вые в русской литературе образ «лишнегс
человека» создает А. С. Пушкин, а в чернови-
ках романа отчужденность главного героя от
бытовых условностей аристократического об-
щества подчеркивается упоминанием о том,
что Онегин на светском рауте «как нечто
лишнее стоит». Что же это за социально-пси-
хологический феномен, какова историческая
подоплека его возникновения, каковы усло-
вия формирования, особенности мировоспри-
ятия и поведения, роль в духовной жизни
русского общества?
Наступившая после победы в Отечествен-
ной войне 1812 года реакция в России повер-
гла прогрессивно мыслящую интеллигенцию
в состояние подавленности, угнетенности.
Наиболее активная, передовая часть дворян-
ства создавала тайные общества, чтобы уста-
новить в стране более прогрессивный госу-
дарственный строй.
Другие, менее деятельные, но умные, че-
стные, критически мыслящие представители
общественной элиты, сознавая несправедли-
вость государственного строя, никчемность,
пошлость праздного образа жизни с множе-
ством отживших светских условностей, не
находили в себе достаточно решительности,
смелости, ясных представлений о способе из-
менения социального строя, впадали в депрес-
сию, состояние подчеркнутого безразличия к
духовной и общественной жизни. Евгений
Онегин из числа таких пассивно протестую-
щих, критически настроенных мыслящих лю-
дей, не видящих путей выхода из кризиса, не
находящих применения своим недюжинным
способностям и от этого страдающих, оттор-
женных от живой жизни и переживающих
личную драму душевной неустроенности, не-
понятости, ненужности.
Евгений Онегин получил типичное для
своего времени и общественного положения
модное домашнее воспитание и образование:
сначала французская гувернантка, а затем
гувернер — «француз убогий, чтоб не изму-
чилось дитя, учил его всему шутя, не докучал
моралью строгой…» В результате «Он знал до-
вольно по-латыне, чтоб эпиграфы разбирать»,
имел достаточное представление о литера-
турном процессе, чтобы поддерживать свет-
ский разговор: «…помнил, хоть не без греха,
из Энеиды два стиха», «бранил Гомера, Фео-
крита», хотя «не мог он ямба от хорея, как
мы ни бились, отличить». Столь же неглубо-
ки были его познания в мировой истории, «но
дней минувших анекдоты от Ромула до на-
ших дней, хранил он в памяти своей». Правда,
Евгений «.„читал Адама Смита и был глубо-
кий эконом», но как раз прогрессивные эко-
номические теории не обсуждались в кругу
его знакомых. Одним словом, образованность
Онегина была поверхностной, несистематич-
ной, и только «…счастливый талант без при-
нужденья в разговоре коснуться до всего слег-
ка, с ученым видом знатока хранить молчанье
в важном споре» позволяли ему в глазах окру-
жающих выглядеть достаточно просвящен-
ным, критически мыслящим человеком. К то-
му же требования аристократического обще-
ства были весьма низкими, и Онегина охотно
принимали в свете:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно:
Чего ж вам больше?
Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Онегин ведет типичный для «золотой мо-
лодежи» своего времени образ жизни: посе-
щает балы, рестораны, театры, потом спит за
полдень, встречается с дамами, которых он
умел «пугать отчаяньем готовым, приятной
лестью забавлять… умом и страстью побеж-
дать». Но Онегин выделяется из общей массы
аристократической молодежи: чем бы он ни
занимался, ему постоянно сопутствует состо-
яние разочарованности, неудовлетворенности,
«душевной пустоты». Его «мечтательная пре-
данность, неподражательная странность и
резкий охлажденный ум», внутреннее благо-
родство, самокритичность, порядочность не
позволяли ему безмятежно предаваться пра-
здности, вести расточительный образ жизни,
и «свободный, в цвете лучших лет, среди бли-
стательных побед, среди вседневных наслаж-
дений» Онегин испытывает чувство горечи,
скуки, презрения к «свету пустому»:
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
…русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Онегин пытается вырваться из бездухов-
ного, искусственного, порочного круга прези-
раемого им светского общества с помощью
уединения, литературных трудов, «…но труд
упорный ему был тошен…» Смерть дяди при-
вела его в среду поместного дворянства, но
незаурядный ум, свободолюбивые настрое-
ния, критическое отношение к действитель-
ности, подчеркнутая независимость, нежела-
ние поддерживать обременительные светские
отношения обрекли его на полное одиночест-
во. Ограниченные, недалекие помещики дали
ему нелестную характеристику «опаснейше-
го чудака», подчеркивающую отчужденность
Евгения, непохожесть на стереотипы «свет-
ской черни» его поведения:
«Сосед наги неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да~с
Иль нет~с».
Такое был общий глас.
Онегин осуществил в своем имении про-
грессивное социально-экономическое преобра-
зование: «Ярем он барщины старинной обро-
ком легким заменил; и раб судьбу благосло-
вил», но на этом все его участие в жизни
крестьян и закончилось. В провинции Онегин
знакомится с образованным, романтичным мо-
лодым поэтом Ленским, который верил в про-
грессивное преобразование общества, «верил,
что друзья готовы за честь его приять оковы…
Что их бессмертная семья неотразимыми лу-
чами когда-нибудь нас озарит и мир блажен-
ством одарит». Энтузиазм, восторженность,
мечтательность, «пылкий разговор» юного по-
эта вызывал снисходительную улыбку разо-
чарованного жизнью, не питающего никаких
иллюзий, не имеющего идеалов, не верящего
«мира совершенству» Онегина. Но ум, образо-
ванность, неприятие окружающего мира рас-
четливости и бездуховности сблизили героев:
Они сойтись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились…
Но дружба эта закончилась трагически:
«всем сердцем юношу любя», Онегин, тем не
менее, не смог подняться над общественными
предрассудками и из-за глупой размолвки
убил Ленского на дуэли.
Возвратить Онегина к жизни, разбудить
его чувства, придать осмысленность его жиз-
ни могла любовь прекрасной, искренней де-
вушки Татьяны Лариной. Евгением действи-
тельно овладел «чувствий пыл старинный»,
душевная опустошенность готова была дрог-
нуть под впечатлением нахлынувшего по-
тока настоящего чувства, но Онегин не на-
шел в себе достаточно эмоциональных сил
для внутреннего возрождения и отверг лю-
бовь Татьяны.
Гораздо позже, встретив блистающую в
свете замужнюю Татьяну, Онегин испытал
настоящую любовь, но вернуть прошлое не-
возможно: верная своему первому глубокому
чувству Татьяна не хочет разрушить мир
своей семьи. Убежденность Онегина в том,
что «вольность и покой замена счастью» бы-
ла опровергнута всей жизнью, итог которой
безрадостен;
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
«Охлажденный ум» героя остался невос-
требованным обществом, и его жизненный
путь вел в тупик, в бесперспективность, в бе-
зысходность.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *