ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Голосуйте за сочинение

Роман «Обломов» И. А. Гончарова не ут-
ратил своей актуальности и своего значения
и в наше время, ведь в нем заложен общече-
ловеческий философский смысл. Главный
конфликт романа — между патриархальным
и буржуазным укладами русской жизни —
писатель раскрывает на противопоставлении
людей, чувств и рассудка, покоя и действия,
жизни и смерти. С помощью приема антите-
зы Гончаров дает возможность со всей глуби-
ной понять замысел романа, проникнуть
в души персонажей.
Илья Обломов и Андрей Штольц- — глав-
ные герои произведения. Это люди одного
класса, общества, времени. Казалось бы, у
людей одной среды характеры, мировоззре-
ние должны быть похожи. Но они полностью
противоположны друг другу. Штольц, в от-
личие от Обломова, показан деятельным че—
ловеком, у которого разум преобладает над
чувством. Гончаров делает попытки разо-
браться в том, почему эти люди столь раз-
личны, и истоки этого он ищет в происхож-
дении, воспитании и образовании, так как это
закладывает основы характеров.
Автор показывает родителей героев.
Штольц воспитывался в небогатой семье.
Отец его по происхождению был немец, а
мать — русская дворянка. Мы видим, что
все дни напролет семья проводила в работе.
Когда Андрей подрос, отец стал брать его
в поле, на базар, заставлял работать. В то
же время он обучал его наукам, учил немец-
кому языку, то есть воспитывал в сыне ува-
жение к знаниям, привычку думать, зани-
маться делом. Дальше отец стал отправлять
сына в город с поручениями, «и никогда не
случалось, чтобы он забыл что-нибудь, пере-
иначил, недоглядел, дал промах». Писатель
показывает нам, как рьяно, настойчиво раз-
вивает в Андрее хозяйственную цепкость,
потребность в постоянной деятельности. Мать
учила сына литературе и сумела дать ему
прекрасное эстетическое воспитание. Итак,
Штольц сформировался сильным, умным
юношей.
А что же Обломов? Родители его были
дворянами. Жизнь в Обломовке проходила
по своим особым законам. В семье Обломо-
вых был культ еды. Вся семья решала, «ка-
кие блюда будут в обед или ужин». А после
обеда весь дом погружался в продолжитель-
ный сон. И так проходил каждый день в этой
семье: лишь сон и еда. Когда Обломов под-
рос, его отдали учиться в гимназию. Но мы
видим, что родителей Илюши не интересова-
ли знания сына. Они сами придумывали
предлоги, чтобы только освободить обожаемое
чадо от учебы, мечтали получить справку,
доказывающую, что «Илья прошел все науки
и искусства». Его даже не выпускали лиш-
ний раз на улицу, потому что боялись, как бы
он не покалечился, не заболел. Поэтому Об-
ломов вырос ленивым, апатичным, не полу-
чил должного образования.
Но давайте заглянем глубже в характеры
главных героев. Переосмыслив по-новому
прочитанные мною страницы, я поняла, что
и*у Андрея, и у Ильи есть своя трагедия в
жизни.
Штольц на первый взгляд новый, про-
грессивный, почти идеальный человек. Труд
для него — часть жизни, удовольствие. Он не
гнушается даже самой черной работы, ведет
деятельную жизнь. С того момента, как он
ушел из дома, он живет трудом, благодаря
чему стал богатым и известным широкому
кругу людей. Идеал счастья Штольца — ма-
териальный достаток, комфорт, личное бла-
гополучие. И он добивается своего упорным
трудом. Его жизнь кипит действием. Но, не-
смотря на внешнее благополучие, она скучна
и однообразна.
В отличие от Обломова, человека тонкой
души, Штольц предстает перед читателем
как некая машина: «Он весь составлен из
костей, мускулов и нервов, как кровная анг-
лийская лошадь. Он худощав; щек у него
почти вовсе нет, то есть есть кость да мус-
кул …цвет лица ровный, смугловатый и ни-
какого румянца». Штольц живет строго по
плану, его жизнь расписана по минутам,
и в ней нет никаких неожиданностей, инте-
ресных моментов, он почти никогда не вол-
нуется, не переживает какое-либо событие
особенно сильно.
А теперь давайте обратимся к Обломову.
Труд для него — это бремя. Он был барин,
а это значит, что труду он не должен был
уделять ни капли времени. И я не говорю
уже о физическом труде, ведь ему было да-
же лень встать с дивана, выйти из комнаты,
чтобы там убрали. Он проводит всю свою
жизнь на диване, ничего не делает, ничем не
интересуется (никак не может заставить се-
бя дочитать книгу «Путешествие по Афри-
ке», даже страницы этой книги пожелтели).
Идеал счастья Обломова — полное спокойст-
вие и хорошая еда. И он достиг своего идеа-
ла. За ним убирал слуга, и дома у него боль-
ших проблем с хозяйством не было. И перед
нами раскрывается еще одна трагедия —
нравственная смерть героя. На наших глазах
внутренний мир этого человека беднеет, из
доброго, чистого человека Обломов превра-
щается в нравственного калеку.
Но, несмотря на все имеющиеся между
Штольцем и Обломовым различия, они дру-
зья, друзья с детства. Их сближают самые
прекрасные черты характера: честность, до-
брота, порядочность.
Суть романа в том, что бездействие может
погубить все лучшие чувства человека, разъ-
есть его душу, погубить его личность, а труд,
стремление к образованию принесет счастье,
но при условии богатого внутреннего мира
человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *