ОБЛИЧЕНИЕ ПРЕСТУПНОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Читать Ф.М.Достоевского трудно, но ин-
тересно. Одним из наиболее значительных
его произведений является «Преступление и
наказание».
Проблема, над которой бился главный ге-
рой романа Достоевского Раскольников (как
освободить человека от страданий), оказалась
в романе нераскрытой, ибо автор и сам не ви-
дел путей ее решения. Но на пути к ее реше-
нию автор исследует и раскрывает трагичес-
кие противоречия действительности, которая
несправедливо губит человека, давит его.
Мир героев романа «Преступление и на-
казание» тревожно непривычен. Почти все
центральные фигуры романа — социально
отверженные, главный герой и его избранни-
ца — это «убийца и блудница». Это живые,
но изуродованные люди, они страдают так
мучительно, что читать об этих страданиях
больно.
В романе почти все — «бывшие». Рас-
кольников — «бывший студент», Мармела-
дов — бывший чиновник, Соня — бывшая
барышня, малыши Катерины Ивановны —
бывшие «дворянские дети», которых нище-
та выгоняет на улицу просить милостыню.
Вполне естественно, что герои Достоевского
отторгнуты от реальной житейской практи-
ки. Почти все они вроде бы не заняты ничем,
нет у них и нормального семейного очага,
своего крова, все люди в романе — осиротев-
шие обломки распавшихся семей. Все они:
Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня,
Пульхерия Александровна — существуют на
чужом месте и временно. Мы встречаем их
на постое в номерах, в углах, на временном
пристанище у знакомых. Многих из них го-
нят и с этого случайного места. Страшно, зву-
чит вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, по-
нимаете ли вы, милостивый государь, что
значит, когда уже некуда больше идти? Ибо
надо, чтобы всякому человеку хоть куда-ни-
будь можно было пойти…» Почти все они
вольные или невольные «вечные странники».
Нет у них и душевного покоя. Да и весь Пе-
тербург вообще — «город полусумасшед-
ших». Настрой у большинства героев отрица-
тельный. Спокойного тона нет. То и дело
страшные картины сменяются еще более
ужасными: вот женщина бросается с моста
в реку. Перед нами на миг приоткрывается
дверь в чужую жизнь, полную безысходного
отчаяния. Вот пьяный, опустившийся, полу-
безумный, но тем не менее ясно понимающий
ужас и безвыходность своего положения Мар-
меладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на
улице. Нищие, они вынуждены просить ми-
лостыню.
Эти картины — неизбежная принадлеж-
ность петербургской жизни.
Герои Достоевского попадают в такие
жизненные тупики, из которых есть только
один выход — смерть. Кто же виновник все-
го этого? Ощущение безвыходности доводит
Раскольникова до отчаяния, до бешенства,
почти до безумия. Соню толкает на панель.
Что же будет с человечеством, которое ка-
лечат и развращают сегодня? Это волновало
Достоевского. Ведь и преступление Расколь-
никова есть отчасти протест против ненор-
мальности социального устройства. Особенно
же волновала его участь детей. Дети — на-
дежда каждого народа, его будущее.
Страдания детей для Достоевского —
один из главных признаков несправедливо
устроенного мира.
На страницах романа писатель, рассказы-
вая о жизни детей, разоблачает чудовищную
преступность общества, потому что в этом
обществе страдают дети, льются детские
слезы.
О жизни детей в условиях капиталисти-
ческого города говорили и современники До-
стоевского: писатели и художники. Все мы
хорошо помним стихотворение Некрасова
«Плач детей», картины Маковского «Свида-
ние» и Перова «Тройка». На лицах детей вы-
ражение безысходных страданий, следы веч-
ных побоев, в их лохмотьях, позах, в изму-
ченных глазах отражена целая жизнь.
Достоевский говорит о горькой доле де-
тей, об их страданиях и этим разоблачает су-
ществующий строй.
Писатель считал, что общество, в котором
страдают дети, преступно.
Главный герой романа — Раскольников,
но все его поступки обращены к детям. При
виде пьяной девочки Раскольников испыты-
вает чувство гнева к франту, ненависть к
тем, кто ее погубил, желание помочь девоч-
ке. Раскольникова поражает система, по ко-
торой живет общество: «Это, говорят, так и
следует. Такой процент, говорят, должен
уходить каждый год… куда-то… к черту,
должно быть, чтоб остальных освежить и им
не мешать».
При встрече с несчастными детьми у Рас-
кольникова обостряется ненависть к окружа-
ющему миру. Слезы Коли и Лени, робкий по-
терянный взгляд Поли, вынужденных просить
милостыню, не могут не тронуть человеческое
сердце, не вызвать возмущения существую-
щим строем, который уродует людей, делает
их несчастными. «Высокая и тоненькая, как
спичка, Поля, обхватившая его (брата) шею
своею длинною, высохшею рукой. Она со
страхом следила за матерью своими больши-
ми-большими темными глазами, которые ка-
зались еще больше на ее испуганном и исху-
давшем личике».
Как и Достоевский, Раскольников видит в
детях чистоту, доброту, свет, утраченные
взрослыми. Чистый мир души раскрывается
в сне Раскольникова.
Видя, как избивают старую клячу, Родя
плачет. «С криком пробивается он сквозь тол-
пу к савраске, обхватывает ее мертвую, окро-
вавленную морду и целует ее, целует ее в гла-
за, в губы… Потом вдруг вскакивает и в ис-
ступлении бросается с своими кулачками на
Миколку.
— Папочка! За что они… бедную лошадку…
убили!»
Взрослые, видя эту картину, остаются рав-
нодушными. Все лучшее, что несут взрослые
герои романа, Достоевский связывает с миром
ребенка.
Соню озаряет ореол чистоты и даже свя-
тости, и в этом вопиющий контраст с ее гряз-
ной профессией. Страшная судьба этой де-
вушки-ребенка — наиболее веское доказа-
тельство преступности общества. Ведь дети
не только тепло и свет для людей в настоя-
щем, они — их будущее. Без них невозмож-
на жизнь человечества на земле.
Мало кто сумел так близко подойти к дет-
ской душе и так глубоко в нее проникнуть,
как Достоевский. Да и не только в детскую.
Достоевский не пишет о жизни каждого
дня. В его книгах герои раскрываются перед
читателем в часы и дни таких событий, какие
могут выпасть на долю одного человека один-
только раз в жизни, а могут и не выпасть ни-
когда.
На похоронах Ф. М. Достоевского среди
множества венков был венок и от русских
детей.
Читая произведения Достоевского, мы про-
никаемся состраданием. Это очень нужное че-
ловеку чувство: сострадание. Мы страдаем
вместе с героями, и это обогащает наши души.
Хотелось бы, чтобы это понимали все.
Ф. М. Достоевский был одним из самых
серьезных русских писателей, он ставил в
своих книгах труднейшие философские про-
блемы. Одновременно он владел искусством
увлекательного чтения.
Его читают и будут читать, пока сущест-
вует человечество.
В произведениях Достоевского много уди-
вительных мыслей, идей. Но самой удиви-
тельной мне кажется вот эта: «Жизнь хоро-
ша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвер-
дить каждый».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *