НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ В ПОВЕСТИ В. БЫКОВА «ОБЕЛИСК»

Голосуйте за сочинение

Василь Быков — автор многих книг о Ве-
ликой Отечественной войне. Он сам был уча-
стником войны в восемнадцать лет. Было во-
енное училище, был фронт. Сначала пехота,
потом истребительная противотанковая артил-
лерия. Подобно Василию Теркину из поэмы
Александра Твардовского, он все испытал,
что положено было испытать бойцу: был ра-
нен, был без вести пропавшим, даже имя его
осталось на одной из братских могил тех лет.
И зная все это, уже не удивляешься, как это-
му писателю удалось так живо передать не-
легкое военное время, показать человека
и его внутренний мир в таких сложных жиз-
ненных ситуациях.
Повесть «Обелиск» — одно из бессмертных
произведений Быкова, в котором затрагивает-
ся проблема преемственности поколений, не-
разрывной связи времен, верности традициям
отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный
проблемный вопрос: что можно считать подви-
гом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя
его только количеством сбитых самолетов, взо-
рванных танков, уничтоженных врагов? Явля-
ется ли подвигом поступок сельского учителя
Алеся Ивановича Мороза?
Автор показывает Алеся Мороза неорди-
нарным, непохожим на других скромным че-
ловеком. Этот сельский учитель мог приютить
у себя мальчика, отец которого жестоко с ним
обращался, не боясь скандала и вызова в суд,
мог часами читать с ребятами Толстого, дабы
научить их слушать и понимать прекрасное,
а не рассуждать о заблуждениях класси-
ков, как рекомендовала школьная програм-
ма. «А Мороз не ворошил толстовские за-
блуждения — он просто читал ученикам и сам
вбирал в себя все дочиста, душой вбирал.
Чуткая душа, она прекрасно сама разберется,
где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет
в нее как свое, а прочее быстро забудется. От-
веется, как на ветру зерно от половы. Теперь
я это понял отлично, а тогда что ж… Был мо-
лод, да еще начальник», — рассказывает ав-
тору Тимофей Ткачук, старый партизан, кото-
рый до войны был заведующим районе. Этот
человек только спустя многие годы осознал,
что для учителя важнее всего был не багаж
знаний, а то, какими станут его ученики.
Писатель строит свое произведение на
споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверж-
дает, что Мороз подвига не совершал, что он
не герой и, значит, зря его ученик Павел Мик-
лашевич, чудом спасшийся в дни арестов
и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь
потратил на то, чтобы имя Мороза было запе-
чатлено на обелиске над именами пятерых по-
гибших учеников.
Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни
одного немца, не сделал ничего полезного для
партизанского отряда, в котором пробыл сов-
сем недолго.
Кроме того, он работал при оккупантах,
учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мо-
роз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку:
«Если вы имеете в виду мое теперешнее учи-
тельство, то оставьте ваши сомнения. Плохо-
му я не научу. А школа необходима. Не будем
учить мы — будут оболванивать они. А я не
затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб
их теперь расчеловечили. Я за них еще побо-
рюсь. Сколько смогу, разумеется». Эти слова
Алеся Ивановича оказались пророческими. Он
действительно сделал для своих учеников все,
что смог. Борьба за души подростков продол-
жалась и во время оккупации.
Борьбу эту учитель Мороз вел до самого
последнего своего часа. Несомненно, он пони-
мал, что обещание фашистов освободить ре-
бят, устроивших диверсию на дороге с целью
убить местного полицая, если явится их учи-
тель, — ложь. Но не сомневался он и в дру-
гом: если не явится, враги используют этот
факт против него, дискредитируют все то,
чему он учил детей.
И ночью Алесь Иванович уходит из парти-
занского отряда, чтобы разделить со своими
учениками их страшную участь. Он идет на
верную смерть, зная, что казнят всех — и его,
и ребят, но иначе поступить учитель не мо-
жет. И такой была нравственная сила его по-
двига, что Павлик Миклашевич, единственный
уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего
учителя через всю жизнь. Став учителем, он
передал морозовскую «закваску» своим учени-
кам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька,
помог поймать недавно бандита, удовлетворен-
но заметил: «Я так и знал. Миклашевич умел
учить. Еще та закваска, сразу видать».
Весь мир знает о подвиге польского педаго-
га Януша Корчака, принявшего смерть в газо-
вой камере вместе со своими воспитанниками,
не оставившего детей, несмотря на предложе-
ние фашистского офицера. А сколько учите-
лей приняли смерть, оставшись неизвестными
миру?
В повести «Обелиск» писатель заставляет
задуматься над смыслом героизма и подвига,
помогает вникнуть в нравственные истоки ге-
роического поступка. В.Быков создал множе-
ство произведений на тему войны, тем самым
возводя свои собственные литературные обе-
лиски героям Отечества: «Этот чуть выше че-
ловеческого роста обелиск за каких-нибудь
десять лет, что я его помнил, несколько раз
менял свою окраску: был то белоснежный, бе-
ленный перед праздниками известкой, то зе-
леный, под цвет солдатского обмундирования;
однажды проездом по этому шоссе я увидел
его блестяще-серебристым, как крыло реак-
тивного лайнера. Теперь же он был серым, и,
пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее
соответствовал его облику».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *