НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. П. ЧЕХОВА

загрузка...
Голосуйте за сочинение

А. П. Чехова известен нам как писатель-
сатирик. Действительно, трудно найти друго-
го писателя, способного столь же правдиво
высветить все стороны жизни. Становление
чеховского таланта пришлось на 80-е годы —
период безвременья, когда идеалы народни-
чества рухнули, а новых еще не существова-
ло. Чехов и не хотел жить по схеме, он не
признавал никаких догм и пытался рушить
их. У него не было окончательно сложившего-
ся идеала будущего человека. Чехов смотрел
на жизнь и искал этот идеал. Он понимал, что
нужно искать ответ на вопрос о смысле жиз-
ни, а его может дать лишь сама жизнь.
Главной его задачей было правдивое изо-
бражение жизни. Сам Антон Павлович писал:
«Что мир «кишит негодяями и негодяйками»,
это правда. Человеческая природа несовер-
шенна, а потому странно было бы видеть на
земле одних только праведников. Думать же,
что на обязанности литературы лежит выка-
пывать из кучи негодяев «зерно», значит от-
рицать самое литературу. Художественная
литература потому и называется художест-
венной, что рисует жизнь такою, какова она
есть на самом деле… Литератор обязан бороть
свою брезгливость, марать свое воображение
грязью жизни…» Вот почему Чехова больше
привлекал заурядный поток жизни — та,
по определению Гоголя, «тина мелочей», ба-
рахтаясь в которой люди перестают заме-
чать, как ничтожны их цели. Именно здесь
Чехов нашел неисчерпаемые залежи смеш-
ного. Но для того, чтобы оно стало смешным
и для читателя, нужно было показать, как
под влиянием привычки обессмысливается
поведение людей, то есть нужно было пока-
зать обычного человека в его обыденном су-
ществовании. И чтобы показать жизнь во
всем ее разнообразии, Чехов в своих расска-
зах описывает действия, происходящие в го*
роде и в деревне, на даче и в аптеке, в церк-
ви и на балу.
В произведениях одного только года боль-
ше двухсот пятидесяти основных персона-
жей, которые являются представителями
почти всех социальных групп: помещики,
купцы, военные — от тайного советника до
коллежского секретаря, мужики, доктора,
музыканты, актеры и многие другие. Вводя
в действие эти персонажи, Чехов высмеивал
то, что не хотел бы видеть в своем идеале.
Так, например, мелкий чиновник в изоб-
ражении Чехова — это злобный, завистли-
вый, вздорный и трусливый человек. Обык-
новенно он вполне удовлетворен условиями
своего существования, а если и бывает иногда
недоволен, то лишь тем положением в чинов-
ничьей иерархии, которое он занимает. Вот
почему он больше всего ценит чин и богатст-
во. И ни образование, ни культура не в силах
изменить эту жизненную установку чинов-
ника. Червяков, например, сидел в креслах
партера затылок в затылок с генералом, но
тот все-таки был для него столь недосягаем
и свят, как Бог («Смерть чиновника»). Тонкий
закончил гимназию, однако, как только услы-
шал, что друг его детства уже тайный совет-
ник, тут же «съежился, сгорбился, сузился» и
«Ваше превосходительство… Хи-хи-с!» («Тол-
стый и тонкий»). По этому поводу сам Чехов
писал: «…Кому чужда жизнь, кто неспособен
к ней, тому больше ничего не остается, как
стать чиновником».
Большое общественное зло также и в кре-
постничестве, так как сохранились не только
люди, пользовавшиеся привилегиями, заве-
щанными крепостной эпохой, но и мораль,
порожденная крепостничеством, еще жила в
сознании и поведении его современников.
Бывшие крепостные еще не один год после
отмены крепостного права по привычке
смотрели на помещика как на господина и
считали себя обязанными выполнять любую
его прихоть. Так, например, Фирс из пьесы
«Вишневый сад» с сожалением вспоминает о
прошедших временах. И если бы Карпушка
и Матвей не изъявили готовности сразу же
приступить к исполнению приказа Трофима
Семеновича, то надругательство над парнем
и девкой могло бы и не состояться («За яб-
лочки»).
Такое рабское повиновение, ощущение
своей ничтожности также не соответствовали
нравственному идеалу Чехова. В одном из
его писем младшему брату Михаилу есть та-
кие строчки: «Не нравится мне… зачем ты ве-
личаешь особу свою «ничтожным и незамет-
ным братишкой».
Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат,
Мишам надо быть одинаковым. Ничтожество
свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, по-
жалуй, перед умом, красотой, природой, но
не пред людьми. Среди людей нужно созна-
вать свое достоинство. Ведь ты не мошенник,
честный человек? Ну и уважай в себе чест-
ного малого и знай, что честный малый не
ничтожность».
Не находит А. П. Чехов идеала и среди
персонажей, живущих «футлярной» жизнью.
Беликов — главный герой рассказа «Человек
в футляре», казалось бы, живет по прави-
лам. Девиз его жизни — как бы чего не вы-
шло. Он заковал себя в рамки законов, делал
только то, что разрешено. И этот «человек в
футляре» держал в руках весь город в тече-
ние пятнадцати лет. Он был уверен, что все
должны поступать только по правилам, тем
самым ущемляя свободу других. Беликов не
один, таких людей много. Коллежский асес-
сор Кирьяков из рассказа «Необыкновенный»
своим поведением обижает других, но это не
из-за эгоизма или еще каких-нибудь других
дурных наклонностей. Напротив, «он честен,
справедлив, рассудителен, разумно эконо-
мен… добродетелей у него гораздо больше,
чем недостатков…» — так говорит его жена
(похоже, что Чехов не сомневается в правди-
вости ее слов). Кирьяков черств и суров по-
тому, что бескорыстно и самоотверженно слу-
жит несомненному принципу. В этом вина ге-
роев, но и оправдание.
Мы видим, что все дело не столько в этих
людях, сколько в морали, предопределенной
сложившимися жизненными устоями. Но Че-
хов чувствовал, что формы жизни современ-
ной ему России исчерпаны, и сам он был сво-
боден от этих форм. Он уже остро чувствовал
толчки новой жизни, хотя, как я уже говори-
ла, не видел точно, какой она будет. Он наде-
ялся, что новая жизнь будет гармоничная,
не ущемляющая прав человека.
В его произведениях появляются новые
персонажи, более близкие к нравственному
идеалу писателя. По мнению Чехова, к чис-
лу хороших людей можно отнести независи-
мого, стойкого человека, который отдает себя
труду, который способен нести ответствен-
ность. Здесь можно привести в качестве при-
мера Аню («Вишневый сад») и Надю («Неве-
ста»). Надя — невеста новой жизни: она по-
кидает родной дом, бросает жениха, чтобы
окунуться в новую жизнь, когда можно будет
прямо и смело смотреть в глаза судьбе, созна-
вать себя правым, быть веселым, свободным.
Аня также является образом весны, то есть
образом будущего. Именно она сможет всту-
пить в это будущее.
Таким образом, мы пришли к выводу, что
конкретного нравственного идеала у А. П. Че-
хова не было, но он видел, чего не должно
быть в новом человеке, что портит нашу
жизнь. Верность правде была причиной ши-
рокого признания его среди современников.
Они поняли, что каждое произведение Чехо-
ва — о них, обо всем, что сами они, кажется,
чувствуют. Суровая правда его произведе-
ний — это правда самой жизни. Трудно по-
стичь общий смысл чеховского творчества,
куда и к чему он зовет читателя, но главное
можно понять: он зовет к новой жизни, в ко-
торой не будет лицемерия, ограниченности,
зла, то есть А.П.Чехов зовет к переменам.
«Главное — перевернуть жизнь», — говорит
его устами герой рассказа «Невеста».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *