НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»

загрузка...
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА» 5.00/5 (100.00%) 1 vote

Природа дала человеку в руки
оружие — интеллектуальную
моральную силу, но он может
пользоваться этим оружием и в
обратную сторону, поэтому че-
ловек без нравственных устоев
оказывается существом и самым
нечестивым, и диким, низмен-
ным в своих инстинктах,
Аристотель
Ч. Айтматов — сын киргизского народа,
один из ведущих писателей нашей современ-
ности. Его роман «Плаха» — одно из наиболее
значимых произведений автора. В нем Ч. Айт-
матов затронул многие животрепещущие
проблемы настоящего времени. И книга ста-
ла результатом наблюдений, размышлений
и тревог автора по поводу неспокойной, угро-
жающей будущему действительности. Она
значительно отличается от всех написанных
ранее произведений Ч. Айтматова: «Ранние
журавли», «Белый пароход», «Материнское
поле», «Первый учитель», «Тополек мой в
красной косынке», — являясь итоговой по от-
ношению к ним.
В «Плахе» Ч. Айтматов как художник
слова выполняет миссию духовного настав-
ника нынешнего поколения, который указы-
вает современникам на трагические проти-
воречия сегодняшнего дня. Писатель затра-
гивает вопросы экологии, нравственности,
проблему угрозы наркомании. Роман насы-
щен образами, которые на первый взгляд не
связаны друг с другом: волки, изгнанный се-
минарист Авдий, чабан Бостон, «гонцы» за
анашой. Но на самом деле их судьбы тесно
переплетаются, образуя общий узел назрев-
ших в современном обществе проблем, раз-
решить которые автор призывает нас, живу-
щих сейчас.
Повествование начинается описанием
волчьей семьи — Акбары и Ташчайнара,
мирно живущей в Моюнкумской саванне.
Но спокойствие и безмятежность возможны
лишь до тех пор, пока в азиатские просторы
не вторгается человек, несущий в себе не со-
зидающую, а разрушающую силу. И совер-
шается ужасное, кровавое действо уничто-
жения животного мира, когда погибают и не-
давно появившиеся на свет волчата Акбары.
Все живое вокруг истреблено, а люди, одер-
жимые эгоистическим отношением к при-
роде, радуются, что план по мясопоставкам
выполнен. Трижды волки уходили в глухие
места, пытались обзавестись потомством для
продолжения своего рода и жить так, как
предписывают им законы бытия, и каждый
раз злая и жестокая судьба лишала их дете-
нышей. Волки, в нашем представлении, опас-
ны, но, оказывается, есть еще большее зло,
которое способно сокрушить и уничтожить
все, — это люди.
Акбара и Ташчайнар обладают милосер-
дием и никому не желают зла. Любовь Акба-
ры к волчатам — это не бессознательный
животный инстинкт, а осознанная материнская
забота и ласка, свойственная всему женско-
му на земле. Волки в произведении, особен-
но Акбара, олицетворяют собой природу, ко-
торая пытается спастись от уничтожающих ее
людей. Дальнейшие действия волчицы ста-
новятся предупреждением человеку о «том,
что рано или поздно все живое воспротивит-
ся и будет мстить, мстить жестоко и неумо-
лимо. Мать Акбара, как мать-природа, хочет
сохранить себя, свое будущее в потомстве,
но, когда Базарбай похищает из логова вол-
чат, она ожесточается и начинает нападать
на каждого, чтобы заглушить бешенство, то-
ску и отчаяние, доводившие ее до безумия.
Волчица карает не того, кто действительно
причинил ей зло, а совершенно невиновного
человека — чабана Бостона, семья которого
имела несчастье принять в своем доме Ба-
зарбая, проезжавшего с волчатами мимо их
жилища. Следы и привели Акбару к Босто-
нову становищу.
Чабан понимает, какой гнусный поступок
совершил Базарбай, но не может ничего из-
менить. Этот омерзительный пьяница, спо-
собный на любую подлость, всю жизнь нена-
видел Бостона, честного труженика, который
благодаря своим собственным силам стал
лучшим чабаном в ауле. И теперь Базарбай
злорадствовал и ликовал при мысли о том,
что «возомнившего о себе и возгордившего-
ся» Уркунчиева доводит по ночам терзаю-
щим и изматывающим воем потерявшая вол-
чат Акбара.
Но самое страшное ожидало Бостона впе-
реди. Увидев, что волчица, похитившая его
любимого сына, убегает, чабан убивает одним
выстрелом Акбару и малыша, который был
его продолжением и смыслом жизни. Погиба-
ет и Базарбай, сломавший так много чужих
судеб и столкнувший друг с другом две мо-
гучие силы — человечество и природу. Со-
вершив три убийства, только одно из кото-
рых осознанное, Бостон сам ведет себя на
«плаху», подавленный переполнявшими его
горем и отчаянием, внутренне опустошен-
ный; но в глубине души он был спокоен, по-
тому что уничтоженное им зло больше не
сможет вредить живущим.
Еще одна острая проблема, раскрытая
писателем в романе, — наркомания. Айтма-
тов призывает людей опомниться, принять
необходимые меры по искоренению этого
страшного социального зла, которое калечит
человеческие души. Автор описывает веду-
щий в тупик и разрушающий жизни путь
«гонцов», которые, рискуя, отправляются в
азиатские степи за анашой, одержимые жаж-
дой обогащения.
Противопоставлен им образ Авдия Кал-
листратова, «еретика-новомысленника», из-
гнанного из семинарии за недопустимые с
точки зрения религии и устоявшихся цер-
ковных постулатов идеи о «Боге-современни-
ке». Одухотворенная и мыслящая натура Ав-
дия противится всяким проявлениям зла и
насилия. Неправедный, гибельный путь, по
которому идет человечество, вызывает в его
душе боль и страдания. Он видит свое назна-
чение в помощи людям и обращении их к Богу.
Для этой цели Авдий решает присоединить-
ся к «гонцам», чтобы, находясь рядом с ними,
показать, как низко они пали, и направить их
на путь истинный через искреннее раскаяние.
Авдий всеми силами стремится образумить
падших, спасти погибающие души, вселив в
них высокую мысль о Всеблагом, Всемилос-
тивом, Вездесущем… Но за это его жестоко
избивают, а потом и лишают жизни те, кому
он протянул руку помощи.
Фигура Авдия, распятого на саксауле, на-
поминает о Христе, принесшем себя в жерт-
ву за Добро и Истину и искупившем смертью
человеческие грехи. Авдий тоже принял
смерть за добро, и в последних его мыслях не
было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь
сострадание к ней и горестное чувство невы-
полненного долга… «Ты пришла» — таковы
были его последние слова, когда он увидел
перед собой волчицу с удивительными сини-
ми глазами, которая с болью заглянула в ли-
цо распятого человека и рассказала ему свое
горе. Человек и волк поняли друг друга, по-
тому что их объединяло общее страдание, —
страдание, которое они испытывали от нрав-
ственной-нищеты людей, погрязших в безду-
ховности. Если Бостона привели на «плаху»
роковые обстоятельства, то Авдий сам из-
брал свой путь, зная, что в человеческом ми-
ре за добро и милосердие нужно жестоко
расплачиваться. Трагедию Авдия усугубляет
полное одиночество, потому что порывы его
благородной души ни в ком не находят от-
клика и понимания.
Тревога — вот главное чувство, которое
наполняет роман. Это тревога за погибаю-
щую природу, за самоуничтожающееся поко-
ление, утопающее в пороках. «Плаха» — это
крик, призыв одуматься, принять меры по
сохранению жизни на земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *