«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В «ВОЙНЕ И МИРЕ» Л. Н. ТОЛСТОГО

...
Голосуйте за сочинение

Известны слова писателя, сказанные им
по поводу главной идеи «Войны и мира» и
«Анны Карениной»: «В «Войне и мире» я
любил мысль народную, в «Анне Карени-
ной» — семейную». Но это вовсе не значит,
что «мысль семейная» не присутствует в эпо-
пее. Очень непросто разделить «семейную» и
«народную» идею в этом произведении.
Главная мысль — мысль о мире. Мир — это
любовь, согласие, но это также и отдельные
миры — человеческие объединения. Объеди-
нения людей — это семьи, светские кружки
и компании, полк, партизанский отряд, рота
на войне, иногда стихийно возникшая общ-
ность (например, пленные в одном бараке).
Главные же человеческие объединения —
это семьи. Толстой — очень семейный писа-
тель в том смысле, что он почти не представ-
ляет своих героев одиночками, как, напри-
мер, Тургенев, Достоевский. Характеристика
главных героев через их семьи — один из ос-
новных приемов характеристики у Толстого.
Ростовы создают фон для Наташи. Андрей
Болконский это проницательно улавливает,
отмечая, что Ростовы не совсем понимают,
какое сокровище Наташа, но «составляют на-
илучший фон для того, чтобы на нем отделя-
лась эта особенно поэтическая, переполнен-
ная жизни, прелестная девушка».
Семья Болконских — другое дело. Княж-
на Марья слишком важна сама по себе как
идеологическая героиня, чтобы функция ее
образа могла быть сведена к пояснению обра-
за ее брата. Но конечно, определенные внут-
ренние переклички между их характерами
есть. Самым же главным является то, что
княжна Марья и князь Андрей спорят по
очень важным вопросам — о мире, о проще-
нии, о религии — и в этом смысле, как брат и
сестра Раскольниковы у Достоевского, вы-
являют разные аспекты авторской позиции.
Иногда создается впечатление, что общение
с сестрой является для князя Андрея, так
же как и беседы с Пьером, необходимой ду-
ховной подпиткой на его нелегком пути
к истине.
Отец князя Андрея служит фоном и объ-
яснением характера сына и дочери, но функ-
ция этого образа этим не исчерпывается.
В отличие от Ростовых, он играет важную
роль в сюжете и интересен сам по себе как
персонаж, несколько напоминающий героев
Достоевского. Безумно любя дочь, он всю
жизнь мучает ее своими непомерными требо-
ваниями к ее образованию, силе характера,
талантам. Дочь его, конечно, на голову выше
окружающих, но ему этого все мало. В сыне
он, наоборот, относясь к нему с некоторой хо-
лодностью, видит великого человека, но де-
лает все, чтобы разбить, искалечить его
жизнь. И в трагической судьбе Болконского-
сына немаловажную роль сыграл его отец,
роковым образом разрушающий отношения
сына сначала с Лизой, затем с Наташей.
Родители Ростовы, наоборот, поступают
благоразумно, предаваясь воле Божьей, и да-
же их попытки помешать браку Николая
с Соней оказываются счастьем для Николая,
именно благодаря сопротивлению матери от-
ложившего женитьбу на Соне и так счастли-
во повстречавшего потом свою настоящую
любовь.
У князя Андрея и княжны Марьи матери
нет, и их отец, возможно, подсознательно пы-
тающийся компенсировать эту потерю для
своих детей активным вмешательством в их
жизнь, приносит им страдания именно своей
сверхтребовательностью. Возможно также,
что, в отличие от непритязательных Росто-
вых, никогда не помышлявших ни о какой го-
сударственной деятельности, старый князь
Болконский, генерал, занимавший видное ме-
сто и при дворе, участвовавший в большой
политике, дипломатии, все свои не растра-
ченные на этом поприще силы перенес на
воспитание детей, когда был отстранен от
дел в результате постигшей его опалы.
Не только фамильные черты характера,
но.и фамильные черты внешности характе-
ризуют любимых героев Толстого. Наташа
похожа на мать и внешне, и по характеру.
Будучи замужем, она проявляет и хозяйст-
венность, и заботу о муже и детях. Но есть
в ней и черты отца — доброта, желание объ-
единить и осчастливить всех, широта нату-
ры. Недаром в семье Наташа — любимица
отца.
Всех Болконских характеризует особая
талантливость, незаурядность, одухотворен-
ность. Брат и сестра Болконские унаследова-
ли страстность и глубину натуры отца, но без
его властности и нетерпимости. Они прони-
цательны, они глубоко понимают людей, как
и отец, но не для того, чтобы их презирать,
а для того, чтобы сострадать. Необыкновен-
ные, светящиеся глаза у всех Болконских —
знак их одухотворенности. И эту фамильную
черту (а значит, и черты характера) унасле-
довал от отца сын князя Андрея — Нико-
ленька.
Любимые герои Толстого не представляют
•себе жизнь без семьи, без детей. У всех лю-
бимых героев писателя есть дети. И если лю-
бовный сюжет в мировой литературе строит-
ся как движение к хэппи-энду либо разлуке
и смерти влюбленных, то для Толстого глав-
ное — не то, что было до свадьбы, а семейная
жизнь его героев.
. Сложные взаимоотношения князя Андрея
с Лизой отражают впечатления первых лет
семейной жизни Толстого. Семья Пьера и На-
таши в эпилоге — пример для Толстого и его
жены, модель, которую Толстой хотел бы ви-
деть в своей семье. Семья Николая и княжны
Марьи — идеальная семья, пример семейного
счастья вообще. Недаром к ним тянутся все,
и все собираются под крышей лысогорской
усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая гра-
финя, и Соня, нашедшая смысл жизни в
службе дому, и давно осиротевший Николень-
ка Болконский… Даже крестьяне окрестных
деревень просят Ростовых купить их и вклю-
чить, таким образом, в свой мир. Так народная
мысль соединяется с мыслью семейной, что
и составляло цель автора.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *