«МОЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — ЖИЗНЬ…» (лирика М. Цветаевой)

...
Голосуйте за сочинение

…Моим стихам,
как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М. Цветаева
Русская поэзия — наше великое духовное
достояние, наша национальная гордость. Но
многих поэтов и писателей забыли, их не пе-
чатали, о них не говорили. Однажды Цветаева
случайно обмолвилась по чисто литературному
поводу: «Это дело специалистов поэзии. Моя
же специальность — Жизнь». Жила она
сложно и трудно, не знала и не искала ни по-
коя, ни благоденствия, всегда была в полной
неустроенности.
В 1910 году, еще не сняв гимназической
формы, тайком от семьи, она выпускает до-
вольно объемный сборник «Вечерний аль-
бом». Его заметили и одобрили такие влия-
тельные и взыскательные критики, как В. Брю-
сов, Н.Гумилев, М.Волошин. Стихи юной
Цветаевой были еще очень незрелые, но под-
купали своей талантливостью, известным
своеобразием и непосредственностью. В этом
альбоме Цветаева облекает свои пережива-
ния в лирические стихотворения о несосто-
явшейся любви, о невозвратности минувшего
и о верности любящей:
Ты все мне поведал — так рано!
Я все разглядела — так поздно!
В сердцах наших вечная рана,
В глазах молчаливый вопрос…
Марина очень сильно любила город, в ко-
тором родилась, Москве она посвятила много
стихов:
Царю Петру, и Вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы —
Неоспоримо первенство Москвы.
— И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Марина Цветаева пишет не только стихи,
но и прозу. Проза Цветаевой тесно связана с
ее поэзией. В ней, как и в стихах, важен был
факт, не только смысл, но и звучание, ритми-
ка, гармония частей. Она писала: «Проза по-
эта — другая работа, чем проза прозаика,
в ней единица усилия — не фраза, а слово,
и даже часто — мое». Одна из ее прозаичес-
ких работ посвящена Пушкину. В ней Марина
пишет, как она впервые познакомилась с Пуш-
киным и что о нем узнала сначала. Она пишет,
что Пушкин был ее первым поэтом, и первого
поэта убили. Она рассуждает о его персона-
жах. Пушкин «заразил» Цветаеву словом «лю-
бовь». Этому великому поэту она также посвя-
тила множество стихов:
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен —
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного?..
Вскоре свершилась Октябрьская револю-
ция, которую Марина Цветаева не приняла и
не поняла. С ней произошло поистине роковое
происшествие. В мае 1922 года Цветаева со сво-
ей дочерью уезжает за границу к мужу, кото-
рый был белым офицером. Берлин, Прага, Па-
риж… В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:
Береги могил:
Голодней блудниц!
Мертвый был и сгнил:
Береги гробниц!
От вчерашних правд
В доме — смрад и хлам.
Даже самый прах
Подари ветрам!
Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась
глухая стена одиночества. Ей некому про-
честь, некого спросить, не с кем порадовать-
ся. «Родина не есть условность территории,
а принадлежность памяти и крови, — писала
она. — Не быть в России, забыть Россию —
может бояться только тот, кто Россию мыслит
вне себя. В ком она внутри — тот теряет ее
лишь вместе с жизнью». Тоска по России
сказывается в таких лирических стихотворе-
ниях, как «Рассвет на рельсах», «Лучина»,
«Русской ржи от меня поклон», «О неподат-
ливый язык…», сплетается с думой о новой
Ррдине, которую поэт еще не видел и не
знает:
Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.
Из сырости — и свай,
Из сырости — и серости.
Покамест день не встал
И не вмешался стрелочник.
Постепенно Цветаева отдаляется от кру-
гов эмигрантов, зреет нелегкое решение:
Ни к городу и ни к селу —
Езжай, мой сын, в свою страну, —
В край— всем краям наоборот! —
Куда назад идти — вперед
Идти, — особенно — тебе…
Личная драма поэтессы переплеталась
с трагедией века. Она увидела звериный ос-
кал фашизма и успела проклясть его. Послед-
нее, что Цветаева написала в эмиграции, ^-
цикл гневных антифашистских стихов о рас-
топтанной Чехословакии, которую она нежно
и преданно любила. Это поистине «плач гнева
и любви», Цветаева теряла уже надежду —
спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее —
как крик живой, но истерзанной души:
Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
На этой ноте последнего отчаяния оборва-
лось творчество Цветаевой. Дальше осталось
просто человеческое существование. И то-
го —-в обрез. В 1939 году Цветаева восста-
навливает свое советское гражданство и воз-
вращается на родину. Она мечтала вернуть-
ся в Россию «желанным и жданным гостем».
Но так не получилось: муж и дочь подверг-
лись необоснованным репрессиям. Грянула
война. Превратности эвакуации забросили
Цветаеву сначала в Чистополь, а затем в Ела-
бугу. Измученная, потерявшая веру, 31 авгу-
ста 1941 года Марина Ивановна Цветаева по-
кончила жизнь самоубийством. Могила ее
затерялась.
Марину Цветаеву-поэта не спутаешь ни
с кем другим. Ее стихи можно безошибочно
узнать — по особому распеву, ритмам, инто-
нации. Марина Цветаева — большой поэт,
и вклад ее в культуру русского стиха XX ве-
ка значительный.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *