МОИ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»» (Андрей Болконский)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Л. Н. Толстой является великим худож-
ником-реалистом. Из-под его пера вышла но-
вая форма исторического романа: роман-эпо-
пея. В этом романе наряду с историческими
событиями, показан быт помещичьей России
и мир аристократического общества, описаны
различные слои дворянства. Представите-
лями передового, мыслящего дворянства яв-
ляются Андрей Болконский и Пьер Безухов,
к которым писатель относится с большой
симпатией.
Впервые Толстой знакомит нас с Андреем
Болконским в салоне Анны Павловны Шерер,
фрейлины императрицы. Описывая внешность
князя, писатель много внимания уделяет вы-
ражению скуки и недовольства на его лице:
у него усталый скучный взгляд, часто грима-
са портит его красивое лицо. Андрей Болкон-
ский получил хорошее образование и вос-
питание. Его отец — сподвижник Суворова,
символ эпохи XVIII века. Именно отец научил
князя Болконского ценить в людях такие че-
ловеческие качества, как честь и верность дол-
гу. Отправляя сына на войну {войну 1805—
1807 годов), старый князь говорит ему на
прощание: «Помни одно, князь Андрей, коли
тебя убьют, мне, старику, больно будет, а ко-
ли узнаю, что повел не как сын Болконского,
мне стыдно будет».
Андрей Болконский с презрением отно-
сится к светскому обществу, и это ему пере-
далось от отца. Людей, которые собираются в
салоне А. П. Шерер, он называет «глупым об-
ществом», так как его не удовлетворяет эта
праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря
он говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, кото-
рую я здесь веду, эта жизнь не по мне».
И еще: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие,
ничтожество — вот заколдованный круг, из
которого я не могу выйти».
Князь Андрей — богато одаренная нату-
ра. Его время — это эпоха Французской ре-
волюции и Отечественной войны 1812 года.
Князь Андрей ищет смысл жизни: сначала
это мечты о «своем Тулоне», мечты о славе.
Но ранение на Аустерлицком поле приводит
героя к разочарованию. Вообще, история его
жизни — это цепь разочарований: сначала в
славе, затем в общественно-политической
деятельности и, наконец, в любви.
Далеко не случайно, что Андрею суждено
умереть на героическом взлете русской жиз-
ни, а Пьеру пережить его; далеко не случай-
но, что Наташа Ростова останется для Андрея
всего лишь невестой, а для Пьера становится
женой. В разговоре с Пьером накануне Боро-
динского сражения князь Андрей глубоко
осознает народный характер войны. Он гово-
рит Пьеру о том, что успех сражения «никог-
да не зависел и не будет зависеть ни от по-
зиции, ни от вооружения, ни даже от числа;
а уж меньше всего от позиции». И отвечает
Пьеру на его вопрос («от чего же?»): «От то-
го чувства, которое есть во мне, в нем, — он
указал на Тимохина, — в каждом солдате».
Однако стать такими, как они, породниться
душою с простыми солдатами князю Андрею
не суждено. В роковую минуту смертельного
ранения князь Андрей испытывает послед-
ний, страстный и мучительный порыв к жиз-
ни земной: «совершенно новым завистливым
взглядом» он смотрит на «траву и полынь».
И потом, уже на носилках, его мысли о том,
что ему отчего-то жалко расставаться с жиз-
нью, что-то было в этой жизни, чего он не
понимал…
Глубоко символично, что под Аустерли-
цем князю открылось отрешенное от суеты
мирской голубое, высокое небо, а под Боро-
дином — близкая, но не дающаяся ему в ру-
ки земля. В сознании умирающего князя Ан-
дрея небо и земля, смерть и жизнь борются
друг с другом. Эта борьба проявляется в
двух формах любви: одна *— земная, любовь
к Наташе; другая — идеальная, любовь ко
всем людям. И как только любовь ко всем
людям проникает в него, князь Андрей чув-
ствует отрешенность от жизни, освобождение
и удаление от нее. Любить всех — значит не
жить земной жизнью, значит умереть.
Земля, к которой страстно потянулся князь
Андрей, так и не далась в его руки, уплыла,
оставив в его душе чувство тревожного недо-
умения, неразгаданной тайны. Восторжест-
вовало величественное, отрешенное от мир-
ских треволнений небо, а вслед за ним насту-
пила смерть. Князь Андрей умер не только от
раны. Его смерть связана с особенностями ха-
рактера и положения в мире людей. Его пома-
нили, позвали к себе, но ускользнули, остав-
шись недосягаемыми, те духовные ценности,
которые сделали судьбоносным 1812 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *