МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛИРИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА

...
Голосуйте за сочинение

Он награжден каким-то вечным
детством,
Той щедростью и зоркостью
светил,
И вся земля была его наследство,
А он ее со всеми разделил.
Анна Ахматова
Когда-то Марина Цветаева в пылу поле-
мики воскликнула: «Где человек до конца по-
нявший Пастернака?» И сама же пояснила:
«Пастернак — это «тайнопись», «шифр». Разве
это не предупредительный сигнал для таких,
как я, для тех, кто отправляется странствовать
по морю, название которого «Лирика Бориса
Пастернака».
Творческий путь Пастернака сложен и
тернист. Его поэзия вызывала разноречивые
оценки. Но его глубокое проникновение в
тайны человеческой души, природы, Вселен-
ной, а также свежий, взволнованный стих
всегда поражали и поражают ценителей по-
этического искусства.
Мы знаем, что крупные русские поэты
двадцатого века формировались в сложных
и противоречивых связях с различными лите-
ратурными течениями. А. Блок начинал как
символист, В. Маяковский — как футурист,
А.Ахматова — как акмеист. Борис Пастернак
как поэт пересекался сразу с двумя течения-
ми; с символизмом и футуризмом, с Блоком и
Маяковским. Влияние литературных направ-
лений освежило язык его поэзии.
Что же позволило Борису Пастернаку
выделиться среди современников? Развитию
таланта способствовало то, что будущий поэт
рос в благоприятной атмосфере: его отец —
академик живописи, мать — известная пиа-
нистка. Он учился за границей, изучал фи-
лософию, увлекался историей, литературой,
музыкой. Поэтому-то и нравится мне его
творчество, изяществом и музыкальностью
стиха.
Поэзия Пастернака призывает вслушать-
ся, всмотреться в мир, но не вторгаться в не-
го, чтобы не нарушить гармонию природы.
Ранняя лирика Пастернака — это преклоне-
ние перед природой:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черную горит.
Слезы восторга и трепет души — постоян-
ные спутники его общения с природой. Борис
Пастернак провозглашает: природа — огром-
ный живой организм, в котором есть душа,
любовь и язык. Об этом он говорит и в стихо-
творении «Весна» и во многих стихах из сбор-
ника «Сестра моя — жизнь».
У капель ~ тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Милъоном синих слез.
В этом стихотворении поэт говорит о саде,
по которому пробегают первые лучи солнца,
и он, «обрызганный, закапанный» прошедшим
ночью дождем (кстати, дождь — любимейшее
явление природы Пастернака), загорается,
«слепит» невольного наблюдателя.
Говоря о лирике Пастернака, следует от-
метить, что поэт не мог да и не хотел «замы-
каться» только на теме природы. Две револю-
ции (1905 и 1917 гг.), три войны (первая миро-
вая, гражданская и вторая мировая), годы
сталинщины, хрущевской оттепели — вот что
вместилось в рамки одной жизни. Первой рус-
ской революции посвящены поэмы «Девятьсот
пятый год», «Лейтенант Шмидт».
В его лирику ворвалась тревога, истреб-
ляющая человеческие жизни гражданская
война болью пронизывает его стихи:
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно что жилы отворить.
Об этом говорит он в 1918 году в стихо-
творении «Разрыв». Мне дороги произведе-
ния Бориса ‘Пастернака, в которых раскры-
вается его творческая личность. Это стихи
«Тишина», «Ночь». В них звучит любовь
к жизни, он внушает нам свою любовь к бы-
тию, хотя все отчетливее и глубже осознает,
что они от него уходят. Столь же сильна его
любовь к творчеству: «Цель творчества —
самоотдача» («Быть знаменитым некраси-
во…»), к женщине («Ева», «Женщины в детст-
ве»). Все, чем Пастернак так дорожил всю
жизнь, сохранено и передано в его последних
стихах:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной
В слезах от счастья отстою.
(«Когда разгуляется»)
В стихах последних лет явственно чувст-
вуются ноты глубокого драматизма. Свое мес-
то в жизни он называет «бедственным» {«Тени
вечера волоса тоньше…»). Он просит смягчить
ему «горечь рокового часа»:
Прогний, размах крыла расправленный,
Полета вольного упорство…
Особенно подкупают меня стихи, написан-
ные опальным поэтом. Горечь обиды, боль ду-
ши вылились в них: -. — ,,
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
…Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
{«Нобелевская премия», 1959)
В последних строках этого стихотворения
звучит надежда на пришествие новой эры —
милосердия и справедливости. К сожалению,
Борис Пастернак мог об этом, как и мы сего-
дня, только мечтать.
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Трудно читать Пастернака, сложен рису-
нок творческого пути его, но его вклад в на-
шу поэзию весьма значителен. Его долгое
время от нас прятали. Теперь мы знаем по-
чему. Поэтому с каждым новым прочтением
его стихов мы будем любить его больше и
больше.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *