М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА». МОМЕНТЫ ИСТИНЫ

...
Голосуйте за сочинение

Все множество существующих книг можно условно разделить на две группы: книги для души и просто для чтения. Со вторыми все ясно: это различные любовные романы в ярких обложках, де­тективы с громкими названиями. Эти книги читают и забывают, и ни одна из них не станет вашей любимой настольной. Определение первых же у каждого свое. Для меня хорошая книга значит мно­гое. Ведь умное произведение может дать человеку гораздо больше, чем просто возможность хорошо провести время. Она толкает чита­теля на размышления, заставляет задуматься. Хорошие книги от­крываешь для себя внезапно, а остаются с нами они на всю жизнь. И перечитывая их, открываешь для себя новые мысли и ощуще­ния.

Следуя этим рассуждениям, роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» смело можно назвать хорошей книгой. Более того, моя рецензия на это произведение могла состоять из одних воскли­цательных и вопросительных знаков: столь сильно чувство восхи­щения и преклонения перед творением Мастера, столь он загадочен

 

и необъясним. Но попытаюсь окунуться в бездну таинственности, именуемую «Мастер и Маргарита».

Обращаясь к роману снова и снова, я каждый раз открывала что-то новое. Любой человек, читая это произведение, может найти для себя то, что интересно ему, что волнует и занимает его ум, В роман «Мастер и Маргарита* нужно вчитываться, и тогда… роман­тики насладятся Любовью Мастера и Маргариты как самым чис­тым, искренним, желанным чувством; почитатели Бога услышат новую версию старой истории Иешуа; философы смогут поломать голову над загадками Булгакова, ведь за каждой строкой романа стоит сама Жизнь. Гонения на Булгакова, цензура РАППа, невоз­можность открыто высказываться — все это вынудило автора скрывать свои мысли, свою позицию. Читатель же находит и чита­ет их между строк.

Роман «Мастер и Маргарита» — апофеоз всего творчества Миха­ила Булгакова. Это самый горький и самый душевный его роман. Боль, страдания Мастера от непризнания его — боль самого Булга­кова. Невозможно не почувствовать искренность автора, его под­линную горечь, звучащую в романе. В «Мастере и Маргарите» Бул­гаков пишет отчасти историю своей жизни, но называет людей дру­гими именами, описывая их характеры такими, какими они суще­ствовали в действительности. Его враги выписаны в романе со злой иронией, переходящей в сатиру. Римский, Варенуха, Степа Лихо­деев, «преданные» работники искусства, которые сеют лишь без­вкусицу и фальшь. Но главный противник Булгакова в романе — Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, чи­тай — РАППа. Вот кто вершит судьбы на литературном Олимпе, вот кто решает, быть ли писателю достойным называться «совет­ским». Он догматик, не желающий верить в очевидное. Именно с его согласия отвергаются работы, не соответствующие идеологиче­ским меркам писателей. Берлиоз сломал судьбу Мастера и еще многих других, не ищущих мелких радостей и отдающихся со всей страстью своей работе. Кто же занимает их место? Автор ведет нас в Дом литераторов, где основная жизнь кипит в ресторане «Грибое­дов». Весь пыл писатель растрачивает на мелкие интриги, на бегот­ню по кабинетам, на поедание всяческих деликатесов и так далее. Потому-то мы видим почти полное отсутствие талантливой литера­туры в период правления Берлиоза.

Несколько иным, непривычным Булгаков предстает перед чита­телями в главах, посвященных Иешуа. Мы видим сходство этого библейского персонажа с автором. По признаниям современников, Михаил Булгаков был честным, искренним человеком. Так же как Иешуа, нес он добро и сердечную теплоту своим близким, но, по­добно своему герою, был не защищен от зла. Однако нет в писате­ле той святости, умения прощать слабости, нет той мягкости, при­сущей Иешуа. Острым языком, беспощадной сатирой, злой иро­нией Булгаков ближе к Сатане. Его-то и делает автор судьей всех погрязших в пороке. В первоначальном варианте Великий Князь Тьмы был один, но, восстанавливая сожженный роман, писатель окружает его свитой весьма колоритной. Азазелло, Коровьев, кот Бегемот созданы Мастером для мелких шалостей и проделок, тогда

 

как самому мессиру предстоят более значительные дела. Булгаков показывает его вершителем судеб, наделяет его правом карать или миловать. Вообще роль черных сил в романе «Мастер и Маргари­та» неожиданна. Воланд появляется в Москве, чтобы не поощрять, а наказывать грешников. Каждому он придумывает необычное на­казание. Например, Степа Лиходеев отделался лишь вынужден­ным путешествием в Ялту. Директор варьете Римский был нака­зан более сурово, но оставлен в живых. А самое трудное испыта­ние ждет Берлиоза. Страшная смерть, похороны, превращенные в фарс, и, наконец, его голова в руках самого мессира. За что же ему столь суровое наказание? Ответ можно найти в романе. Самые большие грешники, по мнению автора, те, кто утратил способность мечтать, изобретать, чьи мысли идут по размеренному пути. Бер­лиоз — убежденный, закоренелый догматик. А ведь с него спрос особый. Председатель МАССОЛИТа заведует душами людей, на­правляет их мысли и чувства. Ему доверено отбирать книги, на которых воспитываются последующие поколения. Берлиоз из по­роды тех псевдолитераторов, с которыми всю жизнь боролся Бул­гаков. И Мастер мстит свои врагам, заставляя героиню романа, Маргариту, разгромить ненавистный Дом литераторов. Мстит за травлю, за гонения, за сломанную свою судьбу, за поруганные про­изведения. И невозможно осуждать Булгакова — ведь правда на его стороне.

Но не только темные, мрачные чувства вложил автор в свое лю­бимое творение. «Любовь выскочила перед нами… и поразила нас сразу обоих…» Такими словами открываются самые добрые, самые светлые страницы романа. Это история любви Мастера и Маргари­ты. Верная помощница, жена писателя Елена Сергеевна нашла свое отражение в образе Маргариты — самом чувственном образе. Только любовь булгаковской полусвятой-полуведьмы спасла Мас­тера, и Воланд дарит им заслуженное счастье. Пройдя через мно­гие испытания, но сохранив свою любовь, Мастер и его Муза ухо­дят. А что же остается читателю? Чем же закончился роман-жизнь?

«Этим и кончилось, мой ученик…» — последние слова Мастера. Обращены они к Ивану Бездомному. Поэт сильно изменился с тех пор, как мы встретили его на первых страницах романа. Исчез тот прежний, бездарный, неискренний, фальшивый Иван. Встреча с Мастером преобразила его. Теперь это философ, жаждущий идти по стопам своего Учителя. Вот кто остается среди людей и будет про­должать дело Мастера, дело самого Булгакова.

Каждая страница, каждая глава романа заставляла меня ду­мать, мечтать, переживать и негодовать. Я открыла для себя мно­го нового и интересного. «Мастер и Маргарита» — это не просто книга. Это целая философия. Философия Булгакова. Ее главным постулатом можно назвать, наверное, следующую мысль: каждый человек должен, прежде всего, быть личностью мыслящей и чувст­вующей, каковой для меня является Михаил Булгаков. И если, как сказал Р. Гамзатов, «долголетие книги зависит от степени та­ланта ее создателя», то роман «Мастер и Маргарита» будет жить вечно.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *