«ЛЮДИ ХОЛОПСКОГО ЗВАНИЯ» В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» (вариант 2)

Голосуйте за сочинение

Некрасов писал поэму «Кому на Руси
жить хорошо» в течение двадцати лет, соби-
рая материал для нее буквально «по словеч-
ку». Неудивительно, что это произведение
стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь
пореформенной России. Некрасов хотел изо-
бразить в ней все социальные слои современ-
ной ему России, и благодаря удачно подоб-
ранному сюжету автору это удалось.
В поэме мы встречаем совершенно раз-
ных людей: счастливых и несчастных, бед-
ных и состоятельных; бунтарей и рабов. Те-
ма этого сочинения посвящена последним.
Прежде чем рассказать о «людях холоп-
ского звания», изображенных в поэме, нуж-
но отметить, что это лишь часть крестьян.
Большинство же мужиков осознавали ужас
рабской жизни и не свыклись со своим бес-
правным положением, не стали холопами по
убеждению.
Яков Верный — холоп примерный. Оби-
женный жестоким помещиком, Яков в отме-
стку кончает жизнь самоубийством у барина
на глазах. В поэме Некрасов создает и обра-
зы холопов не только по положению, но и по
своей психологии. Такой и дворовый князя
Переметьева, который счастлив, вылизы-
вая тарелки и допивая из рюмок иностран-
ное вино.
У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена-раба любимая…
Он молится:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Близки к холопам Клим и Ипат — люди
князя Утятина. Один называет себя рабом
недостойным, а барина — князюшкой. Дру-
гому дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается, —
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, ко-
торые за деньги способны предать. Таким был
Егорка Шутов. За службу в полиции его изби-
вали во всех деревнях, где бы он ни появлял-
ся. Выражая общее мнение людей о таких хо-
лопах, Влас, один из влиятельных крестьян,
замечает по поводу Егорки Шутова:
Аи служба — должность подлая!,,
Ф Гнусь человек! — Не бить его,
Так уж кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завеща-
ние об освобождении восьми тысяч душ. Рас-
сказ о крестьянском грехе повествуется Иг-
натием вслед за легендой Ионушки «О двух
великих грешниках»:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предателя —- самый тяжелый:
Все прощает Бог,
А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маятся!
Показав в своей поэме немало «людей хо-
лопского звания» среди крестьян, Некрасов
тем самым дает понять, что крепостное пра-
во калечит людей, делает из них либо под-
халимов, либо горьких пьяниц, разбойников,
а хуже всего — предателей. А как же рефор-
ма 1861 года? Ведь она отменила крепостное
право. Это так, но положение народа от это-
го не стало лучше. Оставаясь по-прежнему
бесправными и нищими, крестьяне изо всех
сил выбиваются, чтобы прокормиться… Неда-
ром они говорят о реформе:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана…
Некрасову же видится такое счастье для
русского народа:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось ‘вольготно, весело
На всей святой Руси!
На примере семи правдоискателей, отпра-
вившихся в путь в поисках счастья, и других
персонажей Некрасов показывает, что боль-
шинство крестьян все же не стало холопами.
В этих людях пробуждается протест против
своего нищенского положения, и они не сми-
рятся с такой участью. Недаром поэт написал
с надеждой:
Рать поднимается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *