ЛЮБИМЫЕ ГЕРОИНИ Л. Н. ТОЛСТОГО В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

...
Голосуйте за сочинение

Принято считать, что в романе «Война и
мир» у Толстого одна любимая героиня — это
Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил
Наташу. Эта героиня на самом деле прекрас-
на и непредсказуема. Прототипом Наташи
послужила обворожительная Т. А. Берс, ко-
торая очень нравилась Толстому. Но в ряду
героинь романа есть еще одна героиня, кото-
рая не менее дорога автору. Это княжна Ма-
рья. Она тоже имеет свой прототип. Прото-
типом княжны Марьи была мать Толстого.
Писатель не помнил своей матери, в доме
даже не сохранились ее портреты, но он со-
здал в своем воображении ее духовный об-
лик. «Я молился ее душе», — говорил Тол-
стой. Мне кажется, это дает нам полное право
отнести княжну Марью в разряд любимых
героинь. Они такие разные — Наташа и
княжна Марья, но обе прекрасны, каждая
по-своему — хорошенькая и артистичная
Наташа Ростова и великодушная княжна Ма-
рья Болконская.
Наташа выросла в крепкой и заботливой
семье, где ее оберегали и холили, как, впро-
чем, и всех детей. Но она была всеобщей лю-
бимицей в доме, и это наложило отпечаток на
ее характер. В романе показана вся семья
Ростовых. Но Наташа отличается и от Пети,
и от Веры, и от Сони. Она очень близка к бра-
ту Николаю и очень непохожа на него. Ната-
ша лучше, чем Николай, разбирается в его
любви к Соне, и она готова пожертвовать
всем для Сони. Она хорошо понимает и пере-
менчивые настроения брата, и нерасположе-
ние к Соне своих родителей, и ее слепую
преданность Николаю.
Нет ничего общего у Наташи и со светски-
ми дамами. В романе они показаны как ин-
триганки и сплетницы. Создается такое впе-
чатление, что Наташа не воспитывалась в
светской среде. И тем не менее Толстой спе-
циально показал дворянку, которая так близ-
ка к простым людям и так противопоставлена
всему дворянству. Образ Наташи действи-
тельно очень много вобрал в себя народного.
Автор любуется этим и подчеркивает это в
Наташе, Вспомним сцену охоты, когда дядя
удивляется, что эта «графинюшка» так много
имеет в себе того неповторимо народного, что
роднит ее с простыми людьми.
Наташа в любой обстановке становится
желанной и своей. В семейном кругу, в дво-
рянском салоне она покоряет всех своей све-
жестью и чистотой. В передней она тоже
пробует силу своей невинной привлекатель-
ности. «Никто в доме не рассылал столько
людей и не давал им столько работы, как На-
таша. Она не могла равнодушно видеть лю-
дей, чтобы не послать их куда-нибудь. Она
как будто пробовала, не рассердится ли,
не надуется ли на нее кто из них, но ничьих
приказаний люди так не любили исполнять,
как Наташиных».
Автор показывает Наташу в многих слож-
ных жизненных ситуациях. И из всех них
она выходит победительницей. Толстой ни-
когда не осуждает свою героиню, сколь бы
опрометчивыми ее поступки не казались. Это
можно сказать и о ее взаимоотношениях с
Анатолем Курагиным. Наташа увлекается
Анатолем не вдруг. На ее долю выпали тяже-
лые испытания. Казалось, что после сговора
князя Андрея с Наташей все идет к благопо-
лучному концу. Княжна Марья любит Ната-
шу и готова убедить отца в том, что брат бу-
дет счастлив в браке с нею, скоро должен
приехать и сам Андрей. Но любовь Наташи и
Андрея довольно сложная, да и мать Наташи
чувствует в Андрее чужого человека. Ната-
ше жаль упущенного времени, ведь она мог-
ла любить и быть любимой. В это время, когда
ей так нужна поддержка родных и близких,
Наташа остается одна. Наташа увлеклась Ана-
толем, думая, что он честен и благороден. Ее
чистая душа не допускает подлости и в дру-
гих людях. Она попала в капкан, ловко зама-
скированный курагинской компанией. И все
же Наташа достойно выдержала испытание.
Может быть, один только Пьер и понимал до
конца всю драматичность того, что происхо-
дило с Наташей.
Наташа, спору нет, попросту восхититель-
на. Ее энергия, задор, любовь ко всему живо-
му притягивают людей. За это и любит ее
Толстой.
Но он любит и княжну Марью, натуру
прямо противоположную Наташе. Она суще-
ствует в ином измерении, нежели Наташа.
Наташа может быть прекрасной, может быть
«совершенно дурною», когда плачет, но княж-
на Марья «всегда хорошела, когда плакала»,
Толстой мало описывает ее внешность, так
как это для него неважно. Она прекрасна своей
духовной красотой. Она как бы незримо срав-
нивается с Наташей, но от этого ничуть не
проигрывает. Светским щеголям Марья каза-
лась «дурною». Да и сама она считала себя
некрасивой, когда смотрелась в зеркало. Ана-
толь Курагин, увидев в первый раз Наташу,
отметил красоту ее волос, плеч, глаз. У Ма-
рьи не было Наташиной красоты. Да и если
бы была, заметить ее было бы довольно слож-
но, ведь Марья никуда не выезжала, не по-
сещала светские рауты, жила затворницей.
В этом отчасти был виноват ее отец, старый
князь Николай Болконский. Болконский лю-
бил дочь, но замучил ее придирками. Он по-
стоянно от нее чего-то требовал. Княжна Ма-
рья очень умна, романтична и религиозна.
Она покорно переносит эксцентричное пове-
дение отца и никогда ему не перечит. И она
любит, искренне любит отца. Кажется, что
Марья способна любить всех, все человечест-
во в целом. Ее любовь такова, что все находя-
щиеся рядом подчиняются ее ритмам и дви-
жениям и растворяются в ней. Марья удиви-
тельным образом воздействует на людей,
рядом с ней даже самый законченный эго-
ист становится добрее и лучше. Княжна Ма-
рья ни на кого не обижается. Она прощает
свою компаньонку, хотя и перестает пускать
ее к себе, когда узнает о ее связи с француз-
ским командованием.
В то же время, как и любая женщина,
по мысли Толстого, она живет в постоянном
ожидании любви и семейного счастья. Ведь
в ее затворничестве виноват отец. Не веря
в любовь, в искреннее чувство между муж-
чиной и женщиной, в прочность брака, он не
разрешает ей выезжать в свет. Отец эгоис-
тично считает, что для продолжения рода до-
статочно одного Николеньки — сына Лизы
и Андрея, тем самым обрекая дочь на одино-
чество.
Княжна Марья очень религиозна, что яв-
ляется предметом постоянных насмешек ее
отца. Даже брат довольно скептически отно-
сится к ее суждениям на эту тему. Но в ро-
мане именно княжна Марья высказывает
главные идеи о войне и мире. Она пишет в
письме Жюли, что война — это знак того, что
люди забыли Бога. Позже к этой же мысли
придет и Андрей. Но поймет он это только
после Аустерлица. Княжна Марья предска-
зывала Андрею, что он поймет, что есть «сча-
стье прощать». И он, переживший войну, по-
видавший счастье и горе, составляющий за-
коны для России, философствующий с Куту-
зовым, позже осознает, что права была его
младшая сестра, над которой он насмехался
и называл ее «плаксой». Вспомним эпизод,
когда Андрея ранили под Аустерлицем. Одна
княжна Марья верила, что он не погиб. Она
постоянно молилась за Андрея, может быть,
этим самым и спасла его. А какое надо иметь
мужество, чтобы отправиться в далекий путь
из Воронежа в Ярославль по лесам, в ко-
торых встречались отряды мародерствую-
щих французов. Толстой наделяет свою ге-
роиню даром предвидения. Это доказывает
следующий эпизод. Княжна Марья опять же
в своем письме к Жюли высказывает свои
опасения за Пьера. Она предчувствует, что
с ним может случиться что-то нехорошее,
особенно теперь, когда он богат. Ее опасения
сбываются.
Верное и правильное понимание людей по-
могли ей вовремя оценить сущность Анатоля
Курагина. Наташа ошиблась в нем, а княжна
Марья нет. Наташа своевольна — княжна Ма-
рья покорна. Марья, что бы ни случилось, не-
сет свой крест, а Наташа не умеет страдать.
Но она тоже научится этому, позже, у посте-
ли умирающего Андрея.
Княжна Марья и Наташа Ростова — две
разные натуры. У них разные жизненные
пути, на их долю выпали разные испытания.
Но у них одинаковый финал — они счастли-
вы. Наташа, пройдя через все испытания
и разочарования, выйдет замуж за Пьера,
у них родятся дети. Теперь это зрелая жен-
щина, для которой муж, дети и пеленки важ-
нее всего на свете. Княжна Марья выходит
замуж за Николая Ростова. Толстой наделя-
ет этих двух своих героинь — Наташу и Ма-
рью — тем, что по его мнению, составляет
истинное счастье всех женщин — семьей.
Сравним, Элен Курагина, которая где-то от
чего-то умерла. Автор даже не интересует-
ся причиной и обстоятельствами ее смерти.
Соня — «пустоцвет», она навсегда осталась
одинокой. Даже добрая и верная «маленькая
княгиня» Лиза обречена в романе на траги-
ческую смерть. Счастливы только Наташа и
Марья. Это дает нам полное право считать
их любимыми героинями Толстого.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *