КОМИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Роман «Обломов», занимающий централь-
ное место в творчестве замечательного рус-
ского писателя Ивана Александровича Гон-
чарова, восхищает читателей и по сей день.
«Обломова» автор писал больше десяти лет,
постепенно оттачивая свое мастерство, стиль,
добиваясь поразительной точности во всем.
Интересна временная протяженность раз-
личных частей романа. Действие его разво-
рачивается в течение восьми лет, а с предыс-
торией охватывает 32 года. Первая глава про-
должается всего одно утро и день до пяти
часов, так как писатель, добросовестно выпол-
няя свою задачу, в первой главе знакомит нас
с Обломовым, главным героем романа.
Дарование Гончарова-романиста раскры-
лось в «Обломове» во всем его богатстве, со
всеми его особенностями. Огромнее мастерст-
во писателя-реалиста проявилось в построе-
нии романа. Небогатая событиями история
жизни Обломова, положенная в основу сюже-
та, покоряет тонким анализом’ взаимосвязей
личной судьбы Ильи Ильича с окружающей
действительностью. Роман «Обломов» Гонча-
рова можно считать романом-трагикомедией.
Хотя в нем много трагического, но немало и
комических сцен.
Одна из главных трагедий этого рома-
на — трагедия Обломова. Илья Ильич Обло-
мов, потомственный дворянин, молодой чело-
век 32—33 лет. Автор так описывает своего
героя: «Это был человек среднего роста, при-
ятной наружности, с темно-серыми глазами,
но с отсутствием всякой определенной идеи».
Гончаров показывает во всех подробностях
быт Обломова, при этом давая понять, что
это человек нравственно погибающий. «По
стеклам лепилась паутина, напитанная пы-
лью; зеркала… могли служить скрижалями
для записывания на них по пыли заметок на
память»; «Лежанье у Ильи Ильича было его
нормальным состоянием». Но почему же че-
ловек морально чистый, честный, добрый,
сердечный нравственно умирает? В чем при-
чина этой трагедии? По словам Добролюбова,
Обломовка была почвой, на которой росла об-
ломовщина: гнусная привычка получать
удовлетворение своих желаний не от своих
усилий, а от тяжкой работы других, развила
в нем апатическую неподвижность и поверг-
ла его в жалкое состояние нравственного ра-
ба. В этом и есть трагедия Обломова — мо-
лодой человек, еще недавно чем-то увлекав-
шийся, медленно, но верно погружается в
страшную трясину апатии. И никто не может
вернуть его к миру, возродить в нем интерес
к жизни.
Некоторый трагизм есть и в образе Штоль-
ца. Хотя, н первый взгляд, это новый, про-
грессивный, почти идеальный человек, но он
скучен и жалок в своей искусственности.
В отличие от Обломова, сердечного человека,
автор описывает нам Штольца как некую
машину. Он был весь составлен из костей,
мускулов и нервов, как кровная английская
лошадь. Сам худощав; щек у него почти во-
все нет, только кость да мускул, цвет лица
ровный, смугловатый, и никакого румянца.
Читая роман, мы видим, что трагедия Штоль-
ца — это его ненатуральность, он почти ни-
когда не волнуется, не переживает событие
сильно. Гончаров неоднозначно относится
как к одному, так и к другому герою. Осуж-
дая лень и апатию Обломова, автор в душев-
ности, доброте, сердечности видит антитезу
суете и тщеславию столичного чиновничьего
общества. Хотя писатель рисует почти иде-
альный образ Штольца, в нем чувствует-
ся какая-то однобокость, неестественность.
Иван Александрович со скепсисом относится
к новому человеку.
Истоки трагедий обоих героев можно ис-
кать в их воспитании. Это два совершенно
разных пути. Обломовцы — хранители тра-
диций старины. Как Обломов, проводили
время его отец, дед, прадед; и из поколения
в поколение передавалась обломовская уто-
пия, представление о человеке, гармонично
сосуществующем с природой. Но автор су-
мел понять -и показать отсталость патриар-
хальности, почти сказочную невозможность
Обломовки в современном мире. Трагедия
состоит .и в том, что мечта Обломова под на-
пором цивилизации переходит в разряд не-
возможных.
Причиной неестественности Штольца яв-
ляется также воспитание, на этот раз абсо-
лютно «правильное», рациональное, бюргер-
ское. Можно сказать, трагедия может быть не
только в том, что герой умирает, но и в том,
что он живет строго по плану, что его жизнь
расписана по минутам. В жизни Штольца нет
никаких неожиданностей. Она как точный гра-
фик времени отправления поездов, а сам он —
«поезд», правильно идущий по расписанию,
хотя и очень хороший, но все же искусствен-
ный. Его идеал, которому ничто не мешало
осуществиться, — это достижение материаль-
ного достатка, комфорта, личной устроеннос-
ти. Еще А.П.Чехов отмечал, что Штольц не
внушает никакого доверия, что наполовину он
сочинен, на три четверти ходулен».
Трагична дальнейшая судьба Захара: он
стал нищим. После смерти хозяина Захару
некуда было идти. Все его помыслы были
связаны с Ильей Ильичей. Его смерть изме-
нила его судьбу, всю жизнь Захара, который
искренне любил Обломова. Вот как описыва-
ет Захара автор: «Все лицо его как будто про-
жжено было багровой печатью от лба до под-
бородка. Нос был, сверх того, подернут сине-
вой. Голова совсем лысая; бакенбарды были
по-прежнему большие, но смятые и перепу-
танные… На нем была ветхая шинель, у кото-
рой недоставало одной полы, он был одет в
галоши на босу ногу, в руках держал мехо-
вую, совсем обтертую шапку».
В романе много комических сцен, над ко-
торыми читатель смеется от всей души, не-
смотря на то, что роман .был написан много
лет назад. Многие из них касаются взаимоот-
ношений Захара и Ильи Ильича.
До сих пор читатели восхищаются заме-
чательным романом И. А. Гончарова, в ко-
тором неотделимые от жизни комические
и трагические сцены переплетаются, то вы-
зывая у читателя смех, то повергая его в
грусть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *