КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Роман М. Шолохова «Поднятая целина»
можно назвать спорным. Несмотря на то, что
автор пытается утвердить жизнеспособность
идеи колхозного уклада крестьянской жизни,
он, как талантливый художник, отражает
глубокие противоречия, обнаружившиеся в
процессе «сплошной коллективизации». Внеш-
не конфликт романа разворачивается вокруг
борьбы коммунистов с контрреволюционера-
ми. В более широком смысле основной кон-
фликт произведения состоит в борьбе нового
и старого в сознании людей.
Новым в жизни хуторян было то, что они
должнй были оставить свои личные хозяйст-
ва и сообща пойти в колхоз. В отношении
к коллективизации и раскрываются характе-
ры героев, их жизненные принципы. Именно
коллективизация становится тем «перело-
мом», который нередко называют «великим»
и который наверняка и был таковым по силе
влияния на судьбы людей.
Шолохов видел, в какой острейшей об-
становке проходила коллективизация на До-
ну. Вот строки одного из его писем из Ве-
шенской, написанного в 1929 году: «А Вы бы
поглядели, что творится у нас и в соседнем
Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а
середняк уже раздавлен. Беднота голодает,
имущество, вплоть до самоваров и полостей,
продают в Хоперском округе у самого исто-
го середняка, зачастую даже маломощного.
Народ звереет, настроение подавленное, на
будущий год посевной клин катастрофичес-
ки уменьшится». Это дает нам основание
предположить, что отображение коллекти-
визации в «Поднятой целине» — это лишь
часть правды, которую знал и видел Михаил
Шолохов. Исполняя социальный заказ, пи-
сатель намеренно смягчает краски. Но ост-
рота конфликта на деревне все равно видна
в романе.
Беззакония и репрессии, сопровождав-
шие сплошную коллективизацию, автор
списывает на «перегибы» местных властей,
которые исказили «мудрую и гуманную» по-
литику коммунистов. Поэтому признание
высшим руководством страны этих переги-
бов так благотворно влияет на шолоховских
крестьян. «Власть наша хуторская надурила,
кое-кого дуриком в колхоз вогнали, много се-
редняков окулачили… Ить наш председатель
Совета так нас зануздал было, что на собра-
нии и слова супротив него не скажи… и поре-
шили мы все через ту статью в газете «Прав-
да» не восставать», говорят казаки на призы-
вы к восстанию против Советской власти.
Эти настроения изображены в «Поднятой це-
лине» как массовые. Но так ли легко было
поверить, что творившиеся в стране беззако-
ния происходят не с молчаливого согласия
сверху?
Примером революционного рвения, сопро-
вождавшегося прямым насилием над людьми,
можно назвать поведение коммуниста Мака-
ра Нагульнова. Вот как он агитирует хуторян
вступать в колхоз: «…кое-кому из наших зло-
деев, хотя они и середняки числются, прямо
говорил: «Не идешь в колхоз? Ты, значит,
против Советской власти? В 19-м году с нами
бился, супротивничал, а зараз против? Ну,
тогда и от меня миру не жди. Я то я, гада,
так гробану, что всем чертям муторно ста-
нет». Говорил я так? Говорил. И даже нага-
ном по столу постукивал». Секретарь партя-
чейки колхоза Макар Нагульнов не просто
фанатично следует идее. В своей неприми-
римой борьбе за Советскую власть он не
замечает человека, ни во что не ставит чело-
веческую жизнь. Раскрывая этот образ, Шо-
лохов показывает то, что в его понимании
было перегибами. Всей логикой повествова-
ния он отмежевывает Нагульновых от выс-
шей власти страны. Сама идея коллективи-
зации остается для автора чистой. Но, мне
кажется, что никакие доверительные беседы
Давыдова с хуторянами не могут прикрыть
того, что ради великой идеи тружеников на-
сильно отрывали от земли, навязывая им но-
вую жизнь.
Это подтверждает и образ Кондрата Май-
данникова, хозяйственника, тяжким трудом
нажившего свое добро и не желавшего с ним
расставаться ради коллективного счастья.
Раньше было принято считать, что «великий
перелом» произошел в душе этого середняка,
когда он пошел в колхоз. И сам Шолохов
трактует поведение своего героя как борь-
бу «жалости-гадюки» и стремления к свет-
лой колхозной жизни. В этом образе как раз
и раскрывается противоречивость позиции
самого автора. С одной стороны, Кондрат Май-
данников — разумный трудолюбивый хозя-
ин, который понимает разницу между «моим»
и «нашим». Он ставит под сомнение эффек-
тивность колхозного хозяйства, потому что
человек не испытывает в этом случае личной
заинтересованности в конечном результате.
К тому же колхозом руководит горожанин,
который мало что понимает в ведении крес-
тьянского хозяйства. С другой стороны, ста-
раясь приспособиться к реалиям новой жиз-
ни, Кондрат бранит себя за собственнические
инстинкты.
Мне кажется, наиболее правдивым полу-
чился у Шолохова образ Андрея Разметнова.
Член гремяченской партячейки, верящий в
святость идеи коллективизации, он тем не
менее не смог принять участие в раскулачи-
вании Гаевых, когда увидел страдания детей.
Внутренняя раздвоенность героя, которая
расценивалась советской критикой как его
мягкотелость, на самом деле является глу-
бочайшей трагедией этого человека. И в кон-
це концов чуткость, доброта, человечность Ан-
дрея Разметнова берут свое. Он приходит в
сельсовет со словами: «Больше не работаю…
Раскулачивать больше не пойду». Наверное,
не случайно в финале романа Разметнов не
погибает, как Давыдов и Нагульнов. В нем
больше всего было жизни, человечности.
Этот герой не изменил ни себе, ни своим од-
носельчанам.
Жизнь в Гремячем Логу во время «вели-
кого перелома» показана далекой от нор-
мального состояния. Казаки будто утратили
свое вольнолюбие, характер, гордую, смелую
натуру. Огромное давление активистов кол-
лективизации на хуторян приводит дерев-
ню в состояние постоянной напряженности.
«Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как
норовистый конь перед трудным препятстви-
ем», — пишет Шолохов. На примере Гремя-
чего Лога мы видим, как события того траги-
ческого времени отразились на судьбах всего
российского крестьянства. Правда, в романе
показана только сила этого вмешательства,
но не его трагические последствия. И все же
мы отдаем должное таланту Шолохова, кото-
рый смог отобразить в романе потерю крес-
тьянством веры в стабильность жизни, в воз-
можность свободного выбора, спокойной ра-
боты на земле.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *