КАК Я ПОНИМАЮ ЛИРИКУ Ф. И. ТЮТЧЕВА

...
Голосуйте за сочинение

Меня всегда увлекал необычайный мир
поэзии, который очаровывал своей таинст-
венностью, загадочностью, волновал душу,
наполнял ее любовью ко всему: к человеку, к
природе, к родине… Еще с малых лет помню
любимые строки:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой…
Это отрывок из великолепного стихотво-
рения Ф.И.Тютчева «Утро в горах». Не-
удивительно, что именно эти слова великого
поэта звучат в моей душе, ведь даже Турге-
нев так отозвался о творчестве Тютчева:
«О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует,
тем самым доказывает, что он не чувствует
поэзии».
Первое свое стихотворение поэт написал,
когда ему было одиннадцать лет. С этого вре-
мени родился новый гений русской поэзии.
В творениях Тютчева мы ощущаем его внут-
реннюю жизнь, неутомимую работу мысли,
сложное противоборство волновавших его
чувств. По произведениям Тютчева можно оп-
ределить настроение поэта: то ли это печаль,
то ли радость — все раскрывают строки:
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!
Особое внимание обращаешь на описание
природы, которая воспевается поэтом во всей
своей красе. Читая «Весеннюю прозу», пред-
ставляешь, как «первый гром грохочет»,
«гремят раскаты». И вместе со всем этим по-
гружаешься в праздничную музыку весны,
в природные игры и забавы: «резвяся и иг-
рая, грохочет гром», гром «весенний, пер-
вый» и все вокруг радуется этому торжеству
в природе.
А вспомним строки о море:
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром-
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чем это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
Как метко в нескольких коротких стихо-
творных строчках Тютчев подмечает велико-
лепие природы, ее ликование. Он открывает
читателю неповторимую красоту, обращая
внимание не только на очевидные явления,
но и на скрытые для обычного восприятия
вещи, тем самым подчеркивая загадочность
окружающего нас мира:
С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? никто не знает ныне —
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут, волею чужой.
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.
Красота русской природы поразила писа-
теля с юных лет, и, я считаю, что именно по-
этому он ее одушевляет, возводя в ранг жи-
вого существа. Это подтверждают следую-
щие строки:
В нем есть душа,
В нем есть свобода,
В нем есть любовь,
В нем есть язык.
Иногда Тютчев даже обожествляет окру-
жающий мир, одновременно пытаясь разга-
дать его тайны:
Природа -сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Продолжаю читать. Вот, например, «Ве-
сенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Все-таки какой свежестью и ободряющей
силой веет от каждого слова!
Но больше всего меня привлекает любов-
ная лирика поэта. Ведь, на мой взгляд, толь-
ко в любви человек полностью обнажает свою
душу, открывая ее для светлого чувства. Как
известно, Тютчев был счастлив в любви, лю-
бил с ранней молодости до самой старости.
Пора влюбленности для поэта — это золотое
время:
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило:
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Эти строки посвящены Амалии Лерхен-
фельд, в которую был влюблен писатель
в юности. Но все же самые прекрасные сти-
хи о любви были написаны Тютчевым для
Е. А. Денисьевой. Это такие шедевры его ли-
рики, как «О, как убийственно мы любим…»,
«Чему молилась ты с любовью…», «Не говори:
меня он как и прежде любит…», «Весь день
она лежала в забытьи…» и другие. Все эти
творения вошли в так называемый «денись-
евский цикл».
Любовная лирика поэта загадочна, таин-
ственна, душевна:
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой.
А тот факт, что в своих, произведениях
Тютчев личные переживания поднимает до
общечеловеческого значения, делает его ли-
рику еще более проникновенной, она стано-
вится еще ближе читателю:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Но интересен еще один прием, который
Тютчев использует при написании стихов
о любви. Пытаясь проникнуть в самые сокро-
венные уголки сердца, поэт-мужчина высту-
пает в роли возлюбленной им женщины
и пишет от ее имени, в результате чего рож-
даются очень выразительные произведения:
Не говори: меня он, как прежде, любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
И даже на склоне лет, когда жизнь под-
ходит к концу, поэт во весь голос говорит
о любви:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Мне очень нравится лирика Тютчева. Она
поражает меня своей яркостью, самобытнос-
тью, глубиной отражения чувств. Этот поэт
необыкновенно талантлив, причем его талант
раскрывается не в абстрактных описаниях,
а в раскрытии души человека, его восприя-
тии природы, его отношениях с людьми. Это
помогает со всей глубиной почувствовать
подтекст произведения, определить грань
между важным и суетным, между прекрас-
ным и обыденным.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *