Как написать сочинение по русскому языку

Как написать сочинение по русскому языку?

Сочинения в современной школе

В российских школах с незапамятных времен применяется практика написания сочинений. Однако в наши времена, как можно заметить, век <<Образа Евгения Онегина> уже исчерпал себя и подходит к своему концу.

Возникает вопрос для чего нужны сочинения. Ведь те тексты, необходимость которых возникает в реальной жизни в наши времена, совершенно отличаются по своей форме и содержанию от них, как например всевозможные заявления и резюме. В современных школах вообще есть идея объединения предметов <<русский язык> и <<русская литература> в единый предмет. То объемное сочинение, которое ученики школ писали раньше в течение нескольких часов и целью которого была проверка знаний учеников по предмету, уже не находит своего почетного места в современных школах.

История возникновения сочинений

На эту тему в одной из бесед постаралась дать подробные объяснения кандидат педагогических наук, доцент кафедры преподавания литературы Московского педагогического государственного университета Анна Бренчугина-Романова. Сочинения в школах начали практиковаться в середине 19-го века. До этого в лицеях подобной практики не было, как например в лицее, где учился Александр Сергеевич Пушкин. В те времена считалось, что минимум образования – это простое знание письменной речи, а максимум – это умение вести светскую беседу на какую-либо культурную тему, например литературу. В лицеях того времени письменные сочинения писали только на уроках риторики, и их целью было просто увлекательное рассуждение на какую-либо тему, например <<Поэзия Жуковского>. Но такие работы больше напоминают современные сочинения на свободную тему, так как в них отсутствовала строгая структура текста. Но следует помнить, что такой способ обучения применялся только по отношению к высшему обществу или элите. Образование вообще не носило массовый характер. Таковым оно стало только спустя столетие. В это же время сочинение стало одной из форм школьного экзамена. При помощи такого экзамена педагоги пытались понять степень умственного развития ученика. Причем от последнего не требовали новизны мыслей, полноты содержания текста и оригинальных рассуждений. От него требовалось просто правильным и чистым языком изложить свои мысли и не нарушить правил правописания, соблюдать логическую связь в тексте и последовательности, содержание должно было отличаться естественностью изложения мыслей.

Спустя еще несколько лет педагоги пришли к заключению, что ученики школ должны уметь анализировать и производить всяческие исследования на предложенную тему. По этой причине темы сочинений соответственно подразумевали подобную мысленную деятельность. Например, прочитав произведение Гоголя <<Тарас Бульба>, ученик в своем сочинении на эту тему должен был дать характеристику Запорожской Сечи и ее нравов, а так же на этой основе анализировать положение жидов на Украине и в Польше.

В 20-м веке в кругу педагогов пришли к выводу, что наибольшую пользу ученикам принесут устные литературные беседы, которые помогут им осмыслить прочитанное. Темой подобной беседы, например, могло быть сравнение поэмы Пушкина <<Кавказский пленник> и рассказа Толстого <<Кавказский пленник>.

Несколько позже ученикам в школах стали предлагать написать сочинение <<из жизни>, то есть выбрать любой предмет из реальной жизни и изложить свои мысли, мнения относительно этого предмета. Подобная практика впервые была применена Львом Толстым. Этот опыт взяли за основу и под нее разработали целую систему педагоги последующих лет.

Характеристика сочинения

Ожегов в своем словаре дал следующее объяснение <<сочинения>: это такой вид школьной работы, которая ведется в письменной форме и в которой главной задачей ученика является изложение его мыслей и познаний по заданной педагогом теме.

Структура сочинения

Сочинение, как и любой другой вид письменной работы, в своем начале имеет тему и соответственно оглавление.

В состав структуры сочинения входят следующие части – вступление, основная часть и заключение. Наличие всех трех частей является обязательным условием при написании сочинения. В своих сочинениях ученики должны ясно изложить свои мысли, обосновывая их цитатами из литературных произведений и других источников. В части вступления даются общие сведения о том предмете, которых обсуждается в рамках данного сочинения. Общие сведения включают в себя мнение ученика о предмете обсуждения, события его личной жизни, которые подтолкнули его к обсуждению именно этой темы или же описание тех социальных и исторических условий, в рамках которых происходили описанные в сочинении события, если это имеет важное значение для последующего анализа текста.

В основной части ведется анализ текста согласно с заданной темой сочинения. Здесь важно грамотно изложить основной текст, произвести его анализ в соответствии с требованиями логики и последовательности текста, описать собственное отношение к данному предмету рассуждения.

Заключение – это обобщение всего изложенного и завершение сочинения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *