ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

...
Голосуйте за сочинение

Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь, Иди и гибни безупречно, Умрешь недаром: дело прочно, Когда под ним струится кровь.

Не случайно эпиграфом моего сочинения на историческую тему в русской литературе является эта цитата Н. А. Некрасова. Все произведения, посвященные войне, несомненно, относятся к разря­ду исторических.

Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается

 

одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей само­отверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашиз­ма.

Ю. Друнина говорила: «Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память сердца… И еще: разве повествование о войне не призыв к миру?»

Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой праздник 50-летие Победы. На площадях столицы и в других го­родах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с Героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых доро­гах.

Э. Г. Казакевич писал:

«Помните ли Вы нас, товарищи потомки? Знаете ли Вы о на­ших свершениях, догадываетесь ли о наших страданиях?»

Эти слова* конечно, обращены и к моему поколению. Хочется заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы по­мним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.

Нелегкой ценой досталась победа. Советский народ долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Люди не думали о славе, они воевали и делали свою многотрудную работу.

В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней? Свой век мы прожили как люди И для людей,

так писал погибший в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда двадцатипятилетний поэт Георгий Суворов.

Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — Сталинградская битва. Ей посвящен роман Ю. Бондарева «Горячий снег». Книга повествует о грандиозном сражении за Сталинград.

Армия, о которой рассказывается, должна была не допустить продвижения танковых дивизий Манштейна, которые рвались на выручку окруженным войскам Паулюса. В данном случае решало исход поведение каждого солдата, мужество, стойкость. Ю. Бон­дарев исследует природу героического, поведение человека на войне.

Представим батарею Дроздовского, на которую обрушились гит­леровские танки.

Разбитые орудия, много убитых, раненых, но она все же живет, сражается.

Лейтенант Кузнецов, свидетель многих смертей, ведет огонь из уцелевшего орудия, ему помогает санинструктор Зоя, стреляет ору­дие Уханова…

Люди не думают о смерти, у них одна цель: остановить ревущие танки, не пустить, истребить.

Таким образом, Ю. Бондарев передает, в каких трудностях рож­далась победа.

Ее ковали и командующий армией генерал Бессонов, и член Во-

 

енного совета Веснин, и командир дивизии Деев, и начальник контрразведки Осин, и другие вместе с солдатами, защищавшими нашу Родину.

Бессмертен подвиг солдат, защищавших Сталинград. Понимая, какое значение имеет город для нашей страны, генерал Бессонов отдает приказ: «Стоять и о смерти забыть. Сражаться до последне­го патрона, до последней капли крови!» И солдаты выполнили при­каз. В живых остались только четыре артиллериста и два пулемет­чика. Бессонов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь сво­их слез, плакал оттого, что советские воины выстояли, победили, не пустили фашистские танки в Сталинград, оттого, что они вы­полнили приказ, хотя и погибли сами.

Смертельной битвы этой ветер, Как бы расплавленный металл, Сжигал и плавил все на свете, Что даже снег горячим стал, —

эти строки поэт Львов посвящает Бондареву и его произведению.

Еще один русский писатель изобразил событие под Сталингра­дом. Это Виктор Некрасов, Остановлюсь на его повести «В окопах Сталинграда».

Этот писатель, участник войны, на мой взгляд, воссоздает наи­более правдивую и достоверную картину событий Сталинградской битвы. Он писал об этом просто, как в жизни. Эта повесть о про­стых солдатах, о молодом лейтенанте. В повести нет генералов и политработников. Автор просто и лаконично рассказывает о буднях войны, о том, что видел, знал и пережил сам. Он участвовал в этих событиях, был командиром саперного взвода, полковым инжене­ром. Его героям присущи обычные человеческие свойства и чувст­ва: страх, боль, непонимание, иногда растерянность. Связной шта­ба Игорь, изящный и талантливый, — один из героев повести. До войны был дипломантом художественного института. Когда надо остаться, чтобы дать возможность уйти другим, без пафоса, без по­зы и громких слов, «Игорь молча кивает головой». Эти люди гиб­ли, но не были сломлены, они просто, с достоинством защищали Отечество.

Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помо­щью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа, стой­кость, непокорность русского человека.

Мужество людей, не подчинившихся врагу, не ниже мужества, проявленного на поле сражения. Герои Быкова, белорусского писа­теля, часто погибают, не совершив ничего героического. Это и Игорь Ивановский из повести «Дожить до рассвета», и учитель Мороз, погибший со своими учениками, и партизан Левчук, спас­ший ребенка, и Сотников из одноименной повести Василя Быкова. Все они просто выполнили свой долг солдата. Сила духа.этих лю­дей оказалась сильнее страха смерти. В повести «Обелиск» интере­сен эпизод спора между партизаном Ткачуком и «заведующим районо» Ксендзовым о значимости поступка Алеся Ивановича Мо­роза.

 

« — Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? — спрашивает Ксендзов.

— Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно… — ответил Ткачук». Такие люди по­беждали своим величием от души. Мороз воспитал для подвига учеников и собственной смертью доказал это.

В своих повестях Василь Быков создал целый ряд объемных, широко типизированных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного по­двига в годы Великой Отечественной войны.

Произведения Бориса Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие…» учат любви к Родине, воспитывают чувство гордости подвигами отцов и дедов. Прочитав однажды его повес­ти, мы никогда не забудем лейтенанта Плужникова, последнего защитника Брестской крепости, Васкова и тех девчонок, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно нет! Но они не испугались, ценою своих жизней выполнили долг перед Родиной. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь Рите, Женя Комелькова уводит немцев от того места, где лежит ее подруга. Она сражается с фашистами до своей гибели. Страш­ной смертью умирает Лиза, провалившись в трясину. Басков тя­жело переживает гибель своих девушек. В каждой он видит буду­щую мать, у которой были бы свои дети, внуки, а «теперь не бу­дет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже чело­вечества». Старшина кричит оставшимся немцам: «Что, взяли? Взяли, да..? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохне­те!»

Произведения советских писателей о войне многогранны и непо­вторимы.

В послевоенные годы Илья Эренбург справедливо отметил, что наиболее полные и достоверные версии событий, наиболее обшир­ные и философские произведения будут написаны именно участни­ками, но через некоторое время.

Свое сочинение я хочу закончить словами Ильи Эренбурга:

«Мы много потеряли в этой борьбе, но мы сохраним для нового счастливого поколения мысль, свет, совесть человечества».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *