ИДЕЙНЫЙ СМЫСЛ РОМАНА Е. И. ЗАМЯТИНА «МЫ»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Дж. Оруэлл сказал в 1932 году о романе
Е.Замятина «Мы»: «…Этот роман — сигнал
об опасности, угрожающей человеку, челове-
честву от гипертрофированной власти машин
и власти государства — все равно какого».
Эта оценка идейного содержания романа до-
статочно правдива. Но все-таки его смысл не
сводится только к критике машинной циви-
лизации и отрицанию какой бы то ни было
власти.
В антиутопии Замятина, написанной в
1920 году, содержится явный намек на реа-
лии революционных преобразований в Рос-
сии. Со свойственным ему даром предвиде-
ния Замятин говорит своим романом, что вы-
бранный новым руководством страны путь
уводит от светлых идей социализма. Пи-
сатель уже в первые послереволюционные
годы стал замечать в «новой» жизни насто-
раживающие тенденции: излишнюю жесто-
кость власти, разрушение классической куль-
туры и других традиций в жизни общества,
например, в области семейных отношений.
Время доказало обоснованность полемики
Замятина с политической практикой первых
лет ‘Советской власти — именно так можно
определить задачу автора романа «Мы».
Действие в романе перенесено в далекое
будущее. После окончания Великой Двухсот-
летней Войны между городом и деревней че-
ловечество решило проблему голода — была
изобретена нефтяная пища. При этом выжи-
ло 0, 2 % населения земли. Эти люди и стали
гражданами Единого Государства. После
«победы» над голодом, государство «повело
наступление против другого владыки мира —
против Любви». Был провозглашен истори-
ческий сексуальный закон: «Всякий из нуме-
ров имеет право, как на сексуальный продукт,
на любой нумер». Для нумеров определили
подходящий табель сексуальных дней и вы-
давали розовую талонную книжку.
О жизни Единого Государства — «высо-
чайших вершинах в человеческой истории» —
рассказывает в романе талантливый инженер
Д-503, ведущий записи для потомков. В его
дневниках раскрыты особенности политики,
культуры Единого Государства, характерные
взаимоотношения между людьми. В начале
романа Д-503 придерживается традиционных
для людей Единого Государства взглядов. За-
тем под влиянием знакомства с революцио-
неркой .1-330 и любви к ней многое в его миро-
воззрении меняется.
Сначала Д-503 предстает перед нами как
восторженный почитатель Благодетеля. Он
восхищается достигнутым в государстве ра-
венством: все нумера одинаково одеты, живут
в одинаковых условиях, имеют равное сексу-
альное право. Очевидно, что автор романа не
согласен с рассказчиком. То, что Д-503 кажет-
ся равенством, расценивается Замятиным как
ужасающая одинаковость. Вот как он описы-
вает прогулку: «Мы шли так, как всегда,
то есть так, как изображены воины на асси-
рийских памятниках: тысяча голов — две
слитных интегральных ноги, две интеграль-
ных в размахе руки». Это же видно и во вре-
мя выборов главы Государства, результат ко-
торых предрешен заранее: «История Единого
Государства не знает случая, чтобы в этот
торжественный день хотя бы один голос ос-
мелился нарушить торжественный унисон».
В рассуждениях же Д-503 о беспорядочности
«выборов у древних» как бы от противного
раскрывается позиция автора. Демократиче-
ские выборы он считает единственно прием-
лемыми.
Замятин с удивительной прозорливостью
описал ту пародию на выборы, которая в
Стране Советов долгое время выдавалась за
сами выборы. Кандидат на пост главы Едино-
го Государства всегда один и тот же — Бла-
годетель. При этом в государстве провозгла-
шено народовластие…
В романе показана жизнь типичного то-
талитарного государства, со всеми присущи-
ми ему атрибутами. Здесь и слежки за ну-
мерами, и преследования инакомыслящих.
Интересы людей полностью подчинены ин-
тересам государства. У нумеров не может
быть индивидуальности, на то они и нумера,
чтобы отличаться только своим порядковым
числом. Коллективное стоит в таком госу-
дарстве на первом плане: «»Мы» — от бога,
а «Я» — от диавола». Семья здесь подмене-
на талонным правом: Да и жилье, предо-
ставленное нумерам, навряд ли можно на-
звать домом. Они живут в многоэтажных до-
мах, в комнатах с прозрачными стенами,
благодаря чему за ними можно беспрепятст-
венно вести наблюдение.
Единое Государство нашло управу на
непослушных — в результате Великой
операции, которой были насильственно
подвергнуты все нумера, им была выреза-
на фантазия. Куда надежнее защита от
инакомыслия! Замятин пишет, что в ре-
зультате этой операции герои становятся
похожими на «какие-то человекообразные
тракторы». Д-503 после операции оконча-
тельно отказывается от возникших у него
под влиянием .1-330 дерзких мыслей. Теперь
он не колеблясь идет в Бюро Хранителей и
доносит на повстанцев. Он становится «до-
стойным гражданином Единого Государст-
ва». Так сбылись слова Благодетеля о рае,
как о месте, где пребывают блаженные, ли-
шенные желаний люди с вырезанной фан-
тазией.
В Едином Государстве проводятся экспе-
рименты не только над людьми. Мы видим,
во что превращается природная среда. В го-
роде, где в основном происходит действие, нет
ничего живого. Мы не слышим птиц, шелеста
деревьев, не видим солнца {солнце, светившее
в мире древних, казалось Д-503 «диким»),
Технократическому городу-государству про-
тивопоставлен в романе мир за Стеной —
Живая Природа. Там, за Стеной, жили «есте-
ственные» люди — потомки тех, кто ушел по-
сле двухсотлетней войны в леса. В жизни
этих людей есть свобода, они воспринимают
окружающий мир эмоционально. Однако За-
мятин не считает этих людей идеальными —
они далеки от технического прогресса, поэтому
их общество находится в примитивной стадии
развития.
Тем самым Евгений Замятин выступает за
формирование гармоничного человека. Нумера
и «естественные» люди — это крайности. Меч-
ты Замятина о гармоничном человеке можно
найти в размышлениях Д-503 о «лесных» лю-
дях и нумерах; «Кто они? Половина, которую
мы потеряли, Н2 и О …нужно, чтобы половины
соединились…»
Идейный смысл произведения раскрыва-
ется в сцене восстания членов революцион-
ной организации «Мефи» и ее сторонников.
Стена, отделяющая тоталитарный мир горо-
да-государства от свободного мира, взорва-
на. В городе сразу раздается птичий го-
мон — туда приходит жизнь. Но восстание
в романе разгромлено, и город опять отделен
от внешнего мира. Единое Государство вновь
воздвигло стену, навсегда отрезавшую лю-
дей от свободной жизни. Но конец романа не
безнадежен: за Стену, к «лесным» людям
удалось уйти «противозаконной матери» О-90.
Родившийся в естественном мире ее ребе-
нок от Д-503, по замыслу Замятина, должен
стать одним из первых совершенных людей,
в котором соединятся две распавшиеся по-
ловины.
Своим романом Замятин решает ряд
важнейших общечеловеческих и политичес-
ких проблем. Главными в романе являются
темы свободы и счастья, государства и лич-
ности, столкновение индивидуального и кол-
лективного. Замятин показывает, что не мо-
жет быть благополучным общество, не счи-
тающееся с запросами и интересами своих
граждан, с их правом на выбор. Политичес-
кое значение романа «Мы» точно определил
историк Ч. Уолш: «Замятин и другие авторы
антиутопий предупреждают нас не об оши-
бочных политических теориях, но о том чу-
довищном, во что может вылиться изначаль-
но хорошее политическое движение, если
оно извращается».
Судьба этого произведения, которое впер-
вые было опубликовано на родине автора толь-
ко спустя почти 70 лет, в 1988 году, доказы-
вает его острую проблематику и политичес-
кую направленность. Недаром роман вызвал
в России в 20-х годах живой интерес, хотя
современники Замятина не могли его увидеть
напечатанным. Это произведение будет ак-
туальным всегда — как предупреждение
о том, как разрушает тоталитаризм естест-
венную гармонию мира и личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *