ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ СЦЕНЫ В ТЕАТРЕ ВАРЬЕТЕ (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Голосуйте за сочинение

Одной из причин, побудивших «профессора черной магии» Во-ланда «в час небывало жаркого заката» посетить столицу, является его стремление познакомиться с москвичами. В так называемых «московских» главах мы видим преимущественно единичные обра­зы московских жителей, выхваченных из толпы. На первых стра­ницах романа перед нами проносится пестрая вереница таких пер­сонажей, как незадачливая Аннушка, разлившая масло на трам­вайных путях, средней руки поэт Рюхин и, наконец, невозмутимая кондукторша трамвая, запретившая коту Бегемоту ездить в обще­ственном транспорте. Своеобразным апофеозом темы московского быта можно считать невероятные события, происшедшие в театре варьете. Что же выявляет сцена сеанса черной магии? В чем ее идейная и композиционная роль?

Воланд, поставивший своей целью выяснить состояние совре­менного общества, безошибочно выбирает Степино варьете в каче­стве объекта своего внимания, поскольку именно здесь на дешевых представлениях, сопровождаемых шутками недалекого Бенгальско­го, можно лицезреть разлакомившихся московских граждан в до­статочном количестве. Симптоматично то, что жители столицы,

 

имеющие прекрасные возможности посещать музеи и хорошие спектакли, останавливают свой выбор на бездарных шоу, организу­емых попивающим Лиходеевым и финдиректором Римским, мечта­ющим о смещении начальника. Оба они, будучи атеистами, несут свое наказание, но тлен неверия коснулся не только правящей вер­хушки, но и всей Москвы в целом. По этой причине Воланд с такой легкостью нащупывает больные струны в душах наивных зрителей. Фокус с заколдованными денежными купюрами разного достоинст­ва повергает зрительный зал в полный восторг. На этом простом примере великий маг выявляет всю мелочность и жадность люди­шек, сражающихся за право «наловить» рекордное количество эти­кеток от «Нарзана», что выяснилось впоследствии. Картина нрав­ственного разложения, описанная Булгаковым, была бы совсем уд­ручающей, если бы не нелепый случай с конферансье, которому по­просту оторвали его глупую голову. Однако мертвенные на первый взгляд обыватели, закостеневшие в своих житейских пересудах, еще способны на сострадание:

«Простить! Простить!» — раздались вначале отдельные… голо­са, а затем они слились в один хор…» После этого феномена чело­веческой жалости чародей повелевает «надеть голову» обратно. «…Люди как люди, — заключает он, — любят деньги, но ведь это всегда было…»

Однако фокус с деньгами — не единственное искушение, угото­ванное хитроумной шайкой для московских жителей. На сцене воз­никает необыкновенный магазин с женской одеждой и аксессуара­ми, и это чрезвычайное событие настолько поражает не верящих в чудеса зрителей, что они не замечают исчезновения главного мага, который растаял в воздухе вместе со своим креслом. Раздача бес­платной одежды, пропадающей после сеанса, является своеобраз­ной метафорой психологии московского обывателя, уверенного в своей защищенности от внешнего мира и даже не предполагающего о том, что и он находится во власти обстоятельств. Этот тезис под­тверждается на примере ситуации с «почетным гостем» Семплеяро-вым, рьяно требующим «незамедлительного разоблачения» всех по­казанных ранее фокусов. Нисколько не стушевавшийся в этой си­туации Фагот незамедлительно «выкладывает» достопочтенной публике поднаготную важного господина с его многочисленными изменами и злоупотреблениями служебным положением. После по­лученного «разоблачения» обескураженный деятель культуры ста­новится «деспотом и мещанином», получая вдобавок удар зонти­ком по голове.

Все это немыслимое феерическое действо получает соответству­ющее завершение под какофонию «урезанного» музыкантами мар­ша. Довольные своими выходками Коровьев и Бегемот исчезают вслед за Воландом, а ошеломленные москвичи расходятся по до­мам, где их ожидают новые поводы для удивления…

Сцена в театре варьете является своеобразной моделью более важного события романа — бала у Сатаны. И если одураченные зрители олицетворяют собой лишь мелкие пороки, то позже мы столкнемся с самыми великими грешниками всего человечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *