ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

...
Голосуйте за сочинение

В истории русской культуры немало
имен, известных всему миру. Среди них до-
стойное место занимает имя М. Горького. Как
художник, он обогатил мировую литературу
новыми темами, сюжетами, конфликтами и
образами. Среди произведений Горького пье-
са «На дне» занимает особое место. Писатель
показал в ней жизнь изгоев, людей, разо-
рвавших связи с обществом и начисто от-
вергнутых им. На мой взгляд, очень интерес-
но то, что вековечный философский спор о
человеке ведут не утонченные представите-
ли интеллигенции, а люди с самых нижних
этажей жизни, разутые и раздетые, голод-
ные и лишенные всех прав. Они обсуждают
духовные, социальные и этические пробле-
мы, которые в пьесе приобрели предельную
глубину и напряженность. Обитателей ноч-
лежки не оставляют равнодушными пробле-
мы добра и зла, свободы, совести, чести, сча-
стья, жизни и смерти. Все это их интересует
в связи с еще более важной проблемой: что
такое человек, для чего он появляется на зем-
лю, в чем смысл его жизни? Я думаю, что
именно в остром столкновении идей следу-
ет искать своеобразие пьесы «На дне».
Споры, страстное и эмоциональное об-
суждение вопросов, волнующих человека,
позволяет сделать довольно точное заключе-
ние о его характере, о тех чертах, которые
обычно бывают скрыты. Как живые, реаль-
ные люди предстают перед нами мрачный
фаталист и скептик Бубнов, странник-уте-
шитель Лука, проповедник правды и величия
человека Сатин и другие, За каждым из них
стоит целая система моральных и этических
взглядов. По-видимому, не знали и не чита-
ли Ницше и Шопенгауэра, Толстого и Досто-
евского — реальные противоречия реальной
жизни заставляют их мучительно искать
объяснение тому положению, в котором они
оказались.
В пьесе резко сопоставлены образы геро-
ев, их мысли, чувства и переживания. Ост-
рые диалоги захватывают внимание чита-
теля, создают атмосферу напряженности и
конфликтности. Горький употребляет яркие,
емкие слова для выражения главной идеи —
о назначении Человека.
Понятие «человек» открывается в твор-
честве писателя разными гранями, даже в
тех произведениях, где, как и в пьесе «На
дне», внимание сосредоточено на темных
сторонах жизни. Характерной особенностью
пьесы является то, что в ней особенно гром-
ко звучит гимн Человеку, как бы в противо-
вес страшным условиям жизни, нищете и
безысходности.
Литература прежних лет, изображая «ма-
леньких» людей, униженных и оскорбленных,
выражала глубокое сострадание к ним. Но
когда люди перестают быть «маленькими»,
одной жалости к ним становится недостаточ-
но. Мне кажется, что образ странника-уте-
шителя Луки введен отчасти и для того, что-
бы подчеркнуть эту мысль. До сих пор образ
этого «апостола утешающей лжи» вызывает
бурные споры. Кто он — положительный ге-
рой или отрицательный, жалеет он людей
или равнодушен к ним, стремится исцелить
их утешениями или преследует другие цели?
Я согласна с точкой зрения Б. Бялика, что
в самой постановке вопроса таится ошибка,
«непонимание всей сложности и глубины
горьковской пьесы. Дело не в том, жалеет ли
Лука людей (конечно, жалеет), и хочет ли по-
мочь им своими утешениями (конечно, хочет),
а в том, как он понимает людей, как оценива-
ет человека».
С одной стороны, Лука видит человека
в каждом обитателе ночлежки. Но вместе
с тем подобная жалость подразумевает бес-
силие что-либо изменить в жизни. Утешения
Луки поддерживают иллюзии, которыми жи-
вут персонажи пьесы, пытаясь отгородиться
от окружающей мерзости. И действие «ска-
зок» Луки чем-то напоминает наркотики: они
не излечивают недуг, но позволяют человеку
на какое-то время уменьшить боль, почувст-
вовать себя лучше.
Все это чувствует и понимает Сатин. Я
думаю, что именно поэтому он говорит: «Он
(Лука)… подействовал на меня, как кислота
на старую и грязную монету…». Знаменитый
монолог Сатина: «Человек! Это — великолеп-
но! Это звучит… гордо! Чело-век! Надо ува-
жать человека! Не жалеть… не унижать его
жалостью, уважать надо!» — является реак-
цией на мировоззрение Луки. Утешающей
и примиряющей лжи Горький противопос-
тавляет веру в свободного Человека, которо-
му необходима только правда, какой бы су-
ровой она ни была.
Таким образом, идейно-художественное
своеобразие пьесы М.Горького «На дне»
обусловлено мировоззренческими проблема-
ми. На их основе строится сюжет, выражает-
ся позиция автора. Изображая в предельно
суровых тонах российскую действительность,
ломающую людей, причиняющую им горе
и страдание, Горький упорно «собирал мел-
кие, редкие крохи всего, что можно назвать
необычным — добрым, бескорыстным, кра-
сивым», стремился выявить в душе самого
«уничтоженного» человека неуничтоженные
задатки или остатки человечности. Творче-
ство М. Горького полно любви к человеку и
боли за него, за все его унижения. И вместе
с тем писатель выражает веру в счастливое
будущее человечества.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *