ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ Б. ПАСТЕРНАКА

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Я 6 разбивал стихи, как сад.
‘Б. Пастернак
В ряду великих художественных откры-
тий русской литературы XX века поэтическая
система Бориса Пастернака по праву занима-
ет одно из первых мест наряду с творчеством
Блока и Маяковского. У каждого поэта свой
«образ мира, в слове явленный». Зрительное
ощущение всякого человека избирательно и
отлично от восприятия других. В этом отно-
шении художник —• человек вдвойне, ибо ему
предстоит не просто увидеть мир, но и пред-
ставить его вновь, уже преображенным, про-
пущенным через призму творческого вообра-
жения. Поэтическая картина мира, таким об-
разом, является собственностью самого
автора, и происходящее в ней существует по
его законам.
Отложив томик поэзии Пастернака, заду-
маемся о том неповторимом мире, который
создал поэт.
С первых строк нас поражает чувство пре-
клонения и восторга перед всем живым —
а живет у Пастернака все, что вообще «имеет-
ся»: дворы, сад, сумрак, весна, гроза, улицы,
песок. Поэт «взахлеб» спешит рассказать нам
о феврале:
Пока грохочущая слякотъ
Весною черною горит.
Каждое мгновение жизни прекрасно, равно
как прекрасны все ее проявления: поэзия Пас-
тернака не знает деления на большое и малое,
низменное и возвышенное, живое и неживое.
Взгляд автора схватывает все, слух — все
слышит, а речь все объемлет:
Слепого полдня желатин,
И желтые очки промоин,
И тонкие слюдинки льдин,
И кочки с черной бахромою.
Поэт, как губка, впитывает в себя влагу
жизни, пьет «горечь тубероз, небес осенних го-
речь… горечь вечеров, ночей и людных сбо-
рищ», чтобы потом выжать себя на бумагу.
Эта «всеядность» означает всеприятие ав-
тором всего происходящего и существующего.
Да, в жизни есть свои драмы, но… Стихотворе-
ние «Марбург», шедевр раннего Пастернака,
повествует о странной метаморфозе, произо-
шедшей с героем после того, как ему отказала
возлюбленная. Он замечает, что вокруг все
продолжает жить, что «каждая малость»
Жила и, не ставя меня ни во что,
В прощальном значенье своем поднималась.
Постепенно боль отказа стихает: жизнь по-
беждает, и герой смотрит в лицо новому дню.
Герою стихотворения открылась врачую-
щая сила мироздания. Но не следует забывать,
что в начале была любовь. Именно любовь ста-
ла истоком, толчком к открытию мира. В по-
эзии Пастернака это чувство выступает в но-
вом качестве. Законы любви — это законы все-
общей связи явлений во всем мире. Как
поэтично и в то же время исчерпывающе вы-
ражен он автором всего лишь двух строках:
Смотри: и рек не мыслит врозь
Существованья ткань сквозная.
Любовные конфликты у Пастернака ли-
шены того трагического накала и нарочитой
«несдержанности» чувств, которые свойст-
венны им в лирике Маяковского и Цветаевой.
Любовь в стихах поэта рушится не потому,
что «есть в близости людей заветная черта»,
как считает Ахматова. И еще менее из-за то-
го, что всякий любовный дуэт есть одновре-
менно дуэль, «поединок роковой». Двое рас-
стаются оттого, что
Сильней на свете тяга прочь
И манит страсть к разрывам.
И конфликты эти вовсе не безысходны:
мы отметили это в «Марбурге». Еще один
пример — в стихотворении из романа «Доктор
Живаго», называется оно «Объяснение». Ге-
рой, расставаясь с возлюбленной, в некотором
роде утешает ее:
Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.
Оборот «вступить в брак» здесь не столько
официальный, сколько возвышенный. Вступа-
ют в мир, в новую жизнь. В соответствии сво-
ей женской доле («быть женщиной — великий
шаг») героиня обретет новое счастье.
Поражает удивительное отношение Пас-
тернака к женщине. Тема эта проходит крас-
ной нитью во многих его стихотворениях. Жен-
ский образ у поэта лишен крайностей других
авторов. Это не «гений чистой красоты», не во-
площенное коварство и изменчивость, не стра-
дающая жертва мужского превосходства, не
символ Вечной Женственности. Ощутимо ка-
кое-то неуловимое благоговение «пред чудом
женских рук», наделение женщины каким-то
чудесным качеством. Это — изначальная бли-
зость ее к природе, ее естественность, убеди-
тельность и утвердительность, достойные того,
чтобы быть воспетыми:
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Все рвется музыкою стать,
И все на рифмы просится.
Необычным образом представлена в ли-
рике Пастернака природа. Мало чисто пей-
зажных описаний, мало описаний «чистой»
природы. Все нарисовано как-то вперемешку:
природа какая-то пригородная, и недаром лю-
бимое пространство поздних стихов автора —
поселок Переделкино. Пастернак не отде-
ляет природное от культурного, рукотвор-
ного, а сближает их. Он одомашнивает стихии,
он —- поэт, который живет, «в родстве со всем
уверясь и знаясь с будущим в быту». И пото-
му в его стихах волны странно, но все же еще
вполне «поэтично» шумят «в миноре», однако
похожи они на… вафли, которые печет прибой.
Этот гастрономический образ не выглядит не-
лепым для того, кто знает Пастернака: в его
«стихах он выражает сущность оригинального
авторского подхода к миру, к природе.
Описывая чудесные мгновения жизни, по-
эт обыкновенно не устает их детализировать.
Вся его поэзия — своего рода гимн деталям,
подробностям. Поэтическая декларация этого
подхода к миру и творчеству — стихотворение
«Давай ронять слова…». Настоящему творцу
«ничто не мелко»: он
погружен в отделку
Кленового листа…
Жизнь существует в подробностях, в дета-
лях — в этом разгадка ее тайны. Описать —
значит, показать связи между предметами, их
«взаимоотношения», в каком-то.смысле их лю-
бовь. Так, в одном из первых стихов Пастер-
нака весна — «черная». Весна? Пора любви,
надежд, и вдруг… Однако поэт хотел показать
другое: после снежной, белой зимы обнажает-
ся черная почва, которая предшествует и пи-
тает зелень лета. Гимн деталям — порою нео-
бычным — становится гимном самой жизни.
Стихи Пастернака насыщены сложными
метафорами, сравнениями. В этом «половодье
образов и чувств», как сказал о его поэзии
О. Мандельштам, читатель часто просто теря-
ется. Поэт пишет взахлеб, одним сплошным
потоком, стремясь охватить явление в его си-
юминутном облике. Так рождается новый
синтаксис Пастернака, нарушающий нормы
языка во имя экспрессии:
Так ночи летние, ничком,
Упав в овсы с мольбой: исполнься,
Грозят заре своим зрачком,
Так затевают, ссоры с солнцем.
Выразительность этих строк подчеркива-
ется звуковыми повторами, аллитерацией, к
которой всегда любил прибегать поэт.
Поэзия Пастернака в равной степени жи-
вописна и музыкальна (атмосфера детства по-
эта способствовала развитию различных худо-
жественных способностей). В ней — желто-
лимонные пруды, черные ручьи, красный воск
мандаринов. Повтор схожих звуков в строфе
как бы скрепляет текст, намекает на некие
скрытые связи предметов: грачи «сорвутся в
лужи и обрушат сухую грусть на дно очей» —
грусть тут как будто многократно усиливается
за счет повтора гласной «у».
Пастернак внес в стихи свое видение мира:
«луга, осоку, сенокос, грозы раскаты» в их не-
повторимости и жизнетворящей силе. У него
свое понимание мира и свой способ его выра-
жения: экспрессивный, динамичный, метафо-
ризованный. Сущность своего метода, как и
право на него поэт определил в своих заметках
так: «Гений есть кровно осязаемое право ме-
рить все на свете по-своему, чувство коротко-
сти со вселенной, доступности всего живого».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *