ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА

...
Голосуйте за сочинение

Антон Павлович Чехов — величайший
юморист. Нам известно множество его рас-
сказов, хоть и маленьких, но удивительно
интересных. Каким же образом Чехов доби-
вается такого результата? Попробуем ра-
зобраться в этом на примере рассказа «Тол-
стый и тонкий».
Заголовок, как всегда, очень точный. Уже
из него мы узнаем о главных действующих
лицах. Но сразу интересная особенность. Ав-
тор не дает героям конкретных имен: данная
характеристика (толстый и тонкий) позволя-
ет нам узнать намного больше. В названии
заложен смысл произведения. Мы сразу мо-
жем представить, что толстый — важный че-
ловек, может быть, занимающий высокую
должность, а тонкий является мелким чи-
новником. Тут мы уже видим свойственную
Чехову лаконичность. Он сам писал: «Умею
коротко говорить о длинных вещах». Дейст-
вительно, все коротко, но емко. Добивается
он этого с помощью целой системы вырази-
тельных средств.
Любое юмористическое произведение Че-
хова настроено на сиюминутность, на всем
известные ситуации, вещи. Но эта сиюмй-
нутность выражается не просто в упомина-
нии такой вещи, а в особой точности упоми-
нания, демонстрирующей совершенное ее зна-
ние автором и приглашающей читателя это
знание разделить. Да, автор уделяет огром-
ную роль читателю. Но вернемся к вырази-
тельным средствам.
Действие начинается внезапно: «На вок-
зале Николаевской железной дороги встре-
тились два приятеля; один толстый, другой
тонкий». Мы сразу узнаем кто, где и что. Мы
видим, что встретились старые знакомые, а
по их речи можно понять, что герои были в
хороших отношениях. Тонкий запинается от
волнения, они дружески приветствуют друг
друга. Читаешь и чувствуешь благоприят-
ную атмосферу их встречи. Для показа наст-
роения автор использует восклицательные
предложения. «Приятели троекратно обло-
бызались и устремили друг на друга глаза,
полные слез. Оба были приятно ошеломле-
ны», — замечает автор.
Мы не перестаем удивляться мастерству
Чехова в умении характеризовать героев.
Чехов не описывает внешность, он обращает
внимание на главное: «Толстый только что
пообедал на вокзале, и губы его, подернутые
маслом, лоснились, как спелые вишни… Тон-
кий же… был навьючен чемоданами, узлами
и картонками». Чехов использует метафоры
(например, лоснились губы), сравнения (на-
пример, как спелые вишни), эпитеты и дру-
гие художественные средства, а главное, он
использует их изящно, с мастерством. Каж-
дое слово, каждая деталь раскрывает образ
героев произведения. Но есть вещи, которые
описываются Чеховым как бы мимоходом.
Их присутствие оправдывается тем, что яв-
ление рисуется во всей его целостности. Так,
например, читателю не очень важно знать
про сына, про жену тонкого, но это необходи-
мо для создания общей картины.
Действие развивается очень быстро. В ре-
зультате изменения ситуации внезапно при-
ходит развязка. Оказывается, что толстый
«уже до тайного дослужился». Стоит тонкому
узнать это, и дружественная атмосфера вдруг
куда-то пропадает. Он запинается теперь еще
чаще, но уже не от радости. Чехов пишет:
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро
лицо его покривилось во все стороны широ-
чайшей улыбкой; казалось, от лица его посы-
пались искры. Сам он съежился, сгорбился,
сузился…» А дружественное обращение «ми-
лый мой» быстро заменяется на «Ваше пре-
восходительство». Тонкий вдруг стал часто
прибавлять «-с», да и прежних восклицаний
поубавилось. Толстому даже не понравилось
«это чинопочитание». Он бросает: «Ну, полно!
Для чего этот тон?» А тонкий уже не может
по-другому. Чехов продолжает: «На его лице
было написано столько благоговения, сладо-
сти и почтительной кислоты, что тайного со-
ветника стошнило».
Чехов — один из немногих, кто может так
ярко нарисовать литературную картину.
Для него слово — орудие, которым он умеет
мастерски пользоваться. Какое емкое выра-
жение — «почтительная кислота»! Наверное,
невозможно точнее охарактеризовать выра-
жение лица тонкого. Действительно, этого
почтения так много, что даже кисло стано-
вится, тем более, что оно неискреннее.
Картина смешна до абсурда. Когда «при-
ятели» прощались, тонкий пожал три пальца,
поклонился всем туловищем. Она смешна,
но и печальна. Так в форму рассказа Чехов
смог вместить огромное социально-философ-
ское и психологическое содержание. Даже то,
что у героев рассказа нет имен, говорит о ти-
пичности таких людей. Рассказ А. П. Чехо-
ва «Толстый и тонкий» актуален и сейчас,
ведь чинопочитание, преклонение перед
должностью (за которой порой личность чело-
века остается незамеченной) часто встречают-
ся и в наши дни. Но талант Чехова заключает-
ся не только в том, что он видит и поднимает
в своих произведениях социальные проблемы,
но и в том, какими средствами он этого дости-
гает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем вос-
хищаться даром великого мастера слова.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *