ГЕРОИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ В РОМАНЕ А.А. ФАДЕЕВА. «РАЗГРОМ»

Голосуйте за сочинение

Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 19261927 годах, носили в известной степени итоговый характер, В 1927 году вышли два романа: «Разгром» Фадеева и «Белая гвар­дия» М. Булгакова. Эти произведения ставили острые вопросы гу­манистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали в разным направлениям в рус­ской литературе двадцатых годов. Булгаков продолжал традиции классической русской культуры.

Фадеев же был писателем, пытавшимся создать образы литера-

 

туры нового времени, создать соответствующее настроение для по­нимания действительности, создать нового героя революции; рабо­тавшим по социальному заказу для нового читателя, часто неподго­товленного, не имеющего достаточного образования и воспитания для восприятия сложных и по замыслу, и по мысли, и по языку книг. Фадеев по-иному освещает духовные ценности, такие, как гу­манизм, героическое, борьба, жалость, любовь, верность, долг. Если героям Булгакова уровень их культуры, воспринятой от нескольких поколений интеллигенции, не позволяет опуститься, стать зверем, то герои Фадеева бывают жестокими, беспощадными, нечестными. Однако условия жизни тех и других все-таки несопоставимы.

Для героев Фадеева нравственно то, что на пользу рабочим и крестьянам, что служит победе революции и ее защите. Все средст­ва допустимы и преступления оправданы высшей идеей. Герои Фа­деева руководствуются такими моральными принципами.

Образ Левинсона является выражением абсолютно истинного ге­роя времени. Он является воплощением героического в романе.

Левинсон происходит из среды рабочих и крестьян, он полно­стью подчинил свою жизнь служению народу. В его душе живет светлая мечта о добром, прекрасном и сильном человеке. Таким, по его мнению, должен стать человек, рожденный революцией. Ле­винсон — человек долга, холодный, непоколебимый, превыше все­го ставящий дело, «человек особый, правильной породы». Левин-сон знал, что вести людей можно, только скрывая свои слабости, боли, страхи, неуверенность. И он умел быть постоянно сильным, мужественным человеком. Левинсон пытается создать дисциплину в отряде, проверяет боевую готовность отряда, решения принимает быстро и действует уверенно: «…никто в отряде не знал, что Ле­винсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями и чувствами, преподносил уже готовые «да» или «нет».

Героизм Левинсона основан на вере в то, что «движет этими лю­дьми не только чувство самосохранения», но и «не менее важный инстинкт… по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью и без которого никто из них не пошел бы добровольно умирать в улахинской тайге». Эта уверенность и дает моральное право на жестокие приказания. Поэ-. тому ради великой идеи сегодня (в 1919 году) можно допустить многое: отнять единственную свинью у корейца (ведь ради будуще­го его шестерых детей сражается отряд), отравить смертельно ра­ненного товарища (иначе Фролов затормозит движение отступаю­щих и не сохранить «боевые единицы»), «не услышать» того, о чем пытается поведать Мечик — «заблудившийся в дебрях революци­онных идей юноша» из интеллигентов.

Героизм Левинсона заключается в служении абстрактному гу­манизму, в любви к будущему, светлому и справедливому. Левин-сону не просто «наступать на горло собственной песне»: он страда­ет, узнав о смерти бойцов, об аресте Метелицы, о вынужденном убийстве Фролова, он не скрывает слез, когда слышит о смерти мо­лодого Бакланова. Левинсону жаль корейца и жаль своих детей, страдающих от цинги и малокровия, жаль голодных, холодных людей, даже «человека в жилетке», но Левинсон не останавливает —

 

ся ни перед чем, для него главное — выполнить задание большеви­стского центра. Левинсон говорит: «Но какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллио­ны вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой невыно­симо скудной жизнью?»

Лучшие, героические люди, объединенные идеей, окружают Ле-винсона. Это его соратники и помощники: Бакланов, будущий Ле­винсон, старающийся во всем подражать командиру, Дубов, по-шахтерски преданный и честный взводный, направляемый на са­мые ответственные участки борьбы вместе со своими красноармей­цами, Метелица — взводный, которым гордится весь отряд и Ле­винсон за «необыкновенную физическую цепкость, животную жиз­ненную силу», крепкий, неутомимый, всегда готовый к действию ум», за то, что «подвиги и удачи, сопутствовавшие ему во всяком деле, прославляли его имя меж людей».

Метелица, подобно Левинсону, — образ героический. Он, по­сланный в разведку, пойманный и понимающий безвыходность своего положения, повел себя как настоящий герой: не пал духом и захотел до конца «показать тем людям, которые станут его уби­вать, что он не боится и презирает их»: «…он не произнес ни еди­ного слова, даже ни разу не посмотрел на спрашивающих во время допроса».

Новый герой проникнут лютой классовойненавистью — самым ценным чувством, по мнению пролетарских авторов, делающим из рядового бойца настоящего героя Гражданской войны.

Рядовые товарищи Левинсона, выступающие как образец герои­ческого, — это Морозко, бывший ординарец, отпросившийся в от­ряд как боец, совершивший героический поступок (он, пожертво­вав жизнью, предупредил измученный отряд о засаде); Гончарен-ко — подрывник, знающий свое дело, проницательный и надеж­ный красноармеец. Эти люди знали их внутреннюю силу, убежден­ность и, «обремененные повседневной, мелочной суетой, чувствуют слабость свою… как бы передоверили самую важную свою заботу более сильным, вроде Левинсона, Бакланова, Дубова, обязав их ду­мать о ней больше, чем о том, что им тоже нужно есть и спать, по­ручив им напоминать об этом остальным».

Чтобы лучше высветить героическое, Фадеев создал образы ан­тигероические, образы таких людей, как Мечик, Чиж. Они образо­ванны, с «правильной речью», чистенькие, но всегда готовые «от­виливать от дневальства, от кухни», предать в бою, отступить.

Мечик чувствует себя в отряде плохо, ему мерзко, одиноко, он отдален от бойцов культурой, к которой приобщился в гимназии, и социальным происхождением. «Ведь я ни с кем, ни с кем здесь не могу сойтись, ни от кого не вижу поддержки, а разве я виноват в этом? Я ко всем подходил с открытой душой, но всегда натыкался на грубость, насмешки, издевательства…» — говорит Мечик Ле­винсону.

В отряд Мечика привели романтические представления о рево­люционной борьбе, о партизанах. Эти иллюзии также отделяют Ме­чика от остальных. Он разочаровывается, отчаяние его настигает, и при первой возможности дезертировать Мечик это и делает, хотя

 

бегство кажется ему мучительным, так как «несмываемо-грязное, отвратительное пятно этого поступка противоречило всему тому хо­рошему и чистому, что он находил в себе», и не потому (это Фадеев подчеркивает), что погибли люди из отряда. Мораль Мечика не сов­падает с партизанской моралью, потому что Мечик проповедует христианские истины, такие, как «не убий», «не укради», «не по­желай жены ближнего своего». Мечик противится отравлению Фролова, убийству крестьянина в «жилетке», воровству в отряде, всякой жестокости и грубости. Мечик не чувствует классовой нена­висти, он видит и жалеет страдающего человека. Война — противо­естественное состояние, и Мечик понимает это: «Я не в состоянии больше вынести это, я не могу больше жить такой низкой, нечело­веческой, ужасной жизнью».

Но на войне утвердить новый порядок можно, только не щадя никого. В этом героизм беспощадной борьбы.

Роман «Разгром» посвящен трагическому разгрому небольшого партизанского отряда превосходящими силами противника. Жесто­кие события калечат души людей и требуют смертей.

У всех героев романа трагические судьбы. Трагическое проявле­ние в борьбе с оружием в руках и в готовности принести жертву, погибнуть за идею. Лучшие сознательные бойцы гибнут за револю­цию с чувством исполненного долга, не колеблясь, не страшась смерти. Фролов осознанно принимает яд, Морозка в последние ми­нуты думает только о том, чтобы выстрелить и предупредить отряд, Метелица гибнет геройски, Бакланов погиб в последнем прорыве, убит Дубов. Трагическое в том, что гибнут в неравной борьбе луч-шие люди, самые преданные идее. Левинсону жалко всех бойцов, убитых во время разгрома и преследования отряда, он морщится, темнеет лицом при виде смерти, но для Левинсона менее трагично то, что от голода погибнет кореец с семьей или какой-нибудь казак. Обстоятельства вынуждают Левинсона не видеть «птичек». Траги­ческое в романе в неисчислимых жертвах Гражданской войны. В романе гибнут почти все бойцы, в живых осталось только девятнад­цать человек. Левинсон остался в живых, но трагически предан своему назначению до конца.

Трагическое в том, что Левинсон не смог сохранить отряд, ру­шатся его надежды на будущее.

Фадеев привнес в литературу «романтику Гражданской войны» (А. Толстой). Его герои — сильные, преданные революции бойцы, страдающие во имя будущего, их цели благородны, их поступки по большому счету красивы, они привлекают симпатии читателей, они образцы для подражания.

Фадеев предлагает как бы соизмерить свою жизнь, свое участие в революции с жизнью, борьбой его героев. Книга взывает к луч­шим чувствам и настраивает на высокую, нравственную волну по­двига, учит делить мир на «мы» и «они», где «они» всегда плохие, бороться против тяжелого прошлого за будущее.

Таким образом, роман имеет определенные воспитательные фун­кции, и миллионы советских людей восприняли трагически роман­тическое понимание действительности, культ сильного вождя без жалости, колебаний, сострадания; восприняли мораль, по которой

 

нравственно отказываться от личного, страдать во имя будущего, жить идеалами.

В военное время подобная позиция себя оправдывает (пример — победа в Великой Отечественной войне), а в мирные дни ведет к ка­зарменному социализму и к отставанию одних стран от других, а значит, требует перемен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *