«ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН (вариант 1)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Герой Нашего Времени, ми-
лостивые государи мои, точно
портрет, но не одного человека:
это портрет, составленный из
пороков всего нашего поколения,
в полном их развитии.
М. Ю. Лермонтов
Лермонтов выступил как продолжатель
традиций русской литературы. Как наслед-
ник А.С.Пушкина, он принадлежал к числу
русских деятелей, разбуженных пушечными
выстрелами на Сенатской площади. Именно
поэтому, по словам Герцена, «Лермонтов не
мог найти спасения в лиризме, мужественная,
печальная мысль сквозит в его стихах» —
и прозе, добавим мы. Роман «Герой нашего
времени» появился в столичных книжных ма-
газинах, когда Лермонтов уезжал на Кавказ
во второй раз (это было в 1840 году). Читате-
ли отнеслись к этому произведению неодно-
значно. Высшие правительственные круги и
литераторы, близкие к ним, отозвались край-
не негативно. Критики писали, что «Герой на-
шего времени» — плохо стилизованный под
западноевропейский роман, в котором автор
описывает «в преувеличенном виде пре-
зренный характер» главного героя, Григория
Александровича Печорина. Также критики
писали, что Лермонтов изобразил в романе
самого себя. Узнав об этих замечаниях, поэт
написал предисловие ко второму изданию, в
котором язвительно высмеял попытки крити-
ков поставить знак равенства между автором
и Печориным.’Также он написал, что «Герой
нашего времени» — это портрет всего поколе-
ния молодых людей того времени.
Свой роман Лермонтов публиковал по
частям в журнале «Отечественные запис-
ки», а потом издал целиком. Белинскому
очень понравилось это произведение, и он
был первый, кто сказал, что это не сборник
повестей и рассказов, а единый роман, кото-
рый поймешь только тогда, когда прочита-
ешь все части.
Повести расположены так, что они посте-
пенно «приближают» Печорина к читателю:
вначале дан рассказ о нем Максима Макси-
мыча («Бэла»), затем он увиден глазами по-
вествователя («Максим Максимыч»), нако-
нец, в «Журнале» (дневнике) предлагается
его «исповедь». События переданы не в хро-
нологической последовательности, что тоже
входит в художественный замысел. Автор
стремится с наибольшей объективностью и
глубиной раскрыть характер и внутренний
мир героя. Поэтому он в каждой повести по-
мещает Печорина в иную среду, показывает
его в разных обстоятельствах, в столкнове-
ниях с людьми различного психического
склада. Раскрытию характера героя подчи-
нены все изобразительные средства романа:
портрет, пейзаж, речь героев.
Повесть «Княжна Мери» можно назвать
главной в романе, потому что здесь наилуч-
шим образом проявились особенности «Героя
нашего времени» как психологического ро-
мана. В этой повести Печорин рассказывает
о самом себе, раскрывает свою душу, и неда-
ром в предисловии к «Журналу Печорина»
сказано, что здесь перед нашими глазами
предстанет «история души человеческой».
В дневнике Печорина мы находим его ис-
креннюю исповедь, в которой он раскрывает
свои чувства и мысли, беспощадно бичуя
присущие ему слабости и пороки. Здесь да-
ны и разгадка его характера, и объяснение
его поступков. В бессонную ночь перед дуэ-
лью Печорин подводит итоги прожитой жиз-
ни: «Зачем я жил? для какой цели я родил-
ся?., быть может, было мне назначение вы-
сокое, потому что чувствую я в душе силы
необъятные… Но я не угадал этого назначе-
ния, я увлекся приманками страстей пустых
и неблагородных; из горнила их я вышел
тверд и холоден, как железо, но утратил на-
веки пыл благородных стремлений — луч-
ший цвет жизни».
У Печорина очень сложный характер: мы
не можем не осуждать его за отношение к
Бэле, к Мери, к Максим Максимычу, но в то
же время сочувствуем, когда он высмеива-
ет аристократическое «водяное общество».
К тому же сразу понятно, что Печорин на го-
лову выше окружающих: он умен, храбр, энер-
гичен, образован. Но он не способен на насто-
ящую любовь или дружбу, хотя сам крити-
чески оценивает свою жизнь. Печорин гово-
рит, что в нем живут два человека, и когда
один что-нибудь делает, другой его осуждает
Эгоцентризм, скептическое отношение к мо-
ральным ценностям и, с другой стороны,
мощный интеллект, способность к трезвой
и беспощадной самооценке, стремление к де-
ятельности при отсутствии жизненной це-
ли — все это свойственно Печорину.
В романе последовательно анализируются
его представления о любви, дружбе. Печорин
как бы испытывается в разных ситуациях:
в любви к «дикарке» («Бэла»), в любви роман-
тической («Тамань»), в дружбе со сверстника-
ми (Грушницким), в дружбе с Максим Макси-
мычем. Но во всех ситуациях он оказывался
в роли разрушителя. И причина тому не в
«порочности» Печорина, а в самом социально-
психологическом климате общества, которое
обрекает людей на трагическое взаимное
непонимание. Автор не судит своего героя и
тем более не разоблачает, но анализирует.
Судит себя сам Печорин.
Отмечая социальную направленность ро-
мана, Чернышевский писал; «Лермонтов… по-
нимает и представляет своего Печорина как
пример того, какими становятся лучшие, силь-
нейшие, благороднейшие люди под влиянием
общественной обстановки их круга».
Лермонтов не ограничивается зарисовкой
«водяного общества», он расширяет представ-
ление о типичной для Печорина среде пока-
зом офицерского общества в повести «Фата-
лист» и отдельными высказываниями героя.
Пустое, ничтожное, лицемерное — таким
представляется дворянское общество в рас-
сказах Печорина. В этой среде все искреннее
гибнет («Я говорил правду — мне не вери-
ли», — рассказывает Печорин Мери); в этом
обществе смеются над лучшими человечески-
ми чувствами. В повести «Бэла» упоминается
об одной московской барыне, которая утверж-
дала, что «Байрон был больше ничего как пья-
ница». Этой фразы достаточно, чтобы убе-
диться в невежественности спесивой предста-
вительницы света.
Лермонтов приходит к выводу и убежда-
ет нас, читателей, в том, что такое общество
не может выдвинуть из своей среды настоя-
щих героев, что подлинно героическое и пре-
красное в жизни — за пределами этого кру-
га. И даже если встречаются в этой среде
люди особенные, обладающие огромными
возможностями, светское общество их губит.
Действительность не дала Печорину возмож-
ности действовать, лишила его жизнь цели и
смысла, и герой постоянно ощущает свою не-
нужность. Ставя вопрос о трагичности судь-
бы незаурядных людей и о невозможности
для них найти применение своим силам в ус-
ловиях 30-х годов, Лермонтов в то же время
показывал и пагубность ухода в себя, замы-
кания в «гордом одиночестве». Уход от людей
опустошает даже незаурядную натуру, а по-
являющиеся как следствие этого индивидуа-
лизм и эгоизм приносят глубокие страдания
не только самому герою, но.и всем, с кем он
сталкивается. М. Ю. Лермонтов, изобразив,
по выражению Белинского, «внутреннего че-
ловека», оказался в обрисовке Печорина и
глубоким психологом, и реалистом-художни-
ком, «объективировавшим современное об-
щество и его представителей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *