ФОМА ГОРДЕЕВ: СВОЕОБРАЗИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Голосуйте за сочинение

Один из самых прекрасных и живых об-
разов, созданных М. Горьким, — Фома Гор-
деев. Но его трудно понять, если не рас-
смотреть окружение, в котором он находил-
ся. В повести создана целая галерея образов
«хозяев жизни», купцов.
Вот Анатолий Саввич Щуров, крупный
торговец лесом, один из воротил купеческого
мира, о котором Маякин говорит: «Хитрый ста-
рый черт… Преподобная лиса… возведет очи в
небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да ко-
шель-то и вытащит… Поостерегись!..»
Но и сам Яков Маякин в хитрости никому
не уступит. Это своего рода идеолог купечест-
ва, «мозговой человек», как называли его куп-
цы. Он обучает крестника Фому своей «фило-
софии»: «Купец в государстве — первая сила,
потому что с ним — миллионы!»
Поэтому, говорит он, дворяне и чиновни-
ки должны посторониться и дать купцам
простор для применения своих сил и вложе-
ния капиталов.
Анатолий Щуров — представитель старо-
го, дикого, патриархального купечества. Он
против новшеств, против машин, облегчаю-
щих жизнь, против свободы. «От свободы че-
ловек гибнет!» — злобно пророчит он.
Яков Маякин тоже представитель старо-
го купечества, но он умеет приспосабливать-
ся к любым условиям. Его сын Тарас и зять
Африкан Смолин продолжают дело отцов,
придав ему европейский лоск, действуя бо-
лее расчетливо. Они рвутся к власти и стре-
мятся преобразовать промышленность на ев-
ропейский манер.
Но уже в старшем поколении, среди тех,
кто основывал состояние, были люди, кото-
рые внутренне протестовали против поряд-
ков этого мира, хотя и не могли противить-
ся складывавшимся экономическим отноше-
ниям.
Таков Игнат Гордеев — одаренный и ум-
ный человек из народа, жадный до жизни,
«охваченный неукротимой страстью к рабо-
те», в прошлом водолив, а теперь богач —
владелец трех пароходов и десятка барж.
«Жизнь его не текла ровно, по прямому
руслу, как у других людей, ему подобных,
а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон
из колеи, в стороны от наживы, главной цели
существования».
Его сын Фома не может идти по пути на-
копительства и стяжательства, инстинктивно
тянется к красоте, не хочет и не умеет фаль-
шивить.
Мир собственнических отношений для
него «тюрьма»: «…Душно мне… Ведь разве это
жизнь? Разве так живут? Душа у меня бо-
лит! И оттого болит, что — не мирится!» «Не
жизнь вы сделали — тюрьму… Не порядок
вы устроили — цепи на человека выкова-
ли… — говорит Фома купцам. — Душно, тес-
но, повернуться негде живой душе… Погиба-
ет человек!.. Вы не жизнь строите — вы по-
мойную яму сделали! Грязищу и духоту
развели вы делами своими… Вы испортили
жизнь! Вы все стеснили… от вас удушье…
от вас!»
Фома’— «здоровый человек, который хо-
чет свободы жизни, которому тесно в рамках
купечества». Он упорно «выламывается» из
мира хозяев, и в этом Горький видит показа-
тель неустойчивости современной жизни, по-
казатель того, что настанет время ее реши-
тельно изменить.
Фома не понимает до конца устройства
жизни, не знает путей и методов ее измене-
ния, далек от передовой интеллигенции и на-
рода, не находит с ними общего языка, хотя
в душе тянется к ним. Он много думает над
жизнью, но у него нет тяги к знаниям и кни-
ге («…пусть голодные учатся, мне не надо…»).
Общество умных и образованных людей от-
пугивает Фому. Стремления иметь друзей,
единомышленников он не ощущает.
Мир собственности, который Фома отвер-
гает, купеческий уклад жизни наложили на
него свою печать; он рано познал «снисходи-
тельную жалость сытого к голодному».
В конце повести Фома повержен и уни-
жен; маякинский мир торжествует победу
над бунтарем, победу над слабым и запу-
тавшимся человеком, но не над читателем,
перед которым Максим Горький раскрыл
всю неприглядность царства щуровых и ма-
якиных.
«Фома Гордеев» — это повесть о крепну-
щей буржуазии и о том, как она набирала си-
лы. Недаром ее идеолог Маякин считает, что
становится интереснее жить. Повесть Горь-
кого, однако, не только показывает рост рус-
ской буржуазии. Основной замысел повес-
ти — как в этой действительности «должен
биться энергичный, здоровый человек, ищу-
щий дело по силам, ищущий простора своей
энергии».-

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *