ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Голосуйте за сочинение

«Война и мир» была написана в 60-е годы
XIX века. Правительство Александра I отме-
нило крепостное право, но не дало крестья-
нам земли, они бунтовали. Россия и Запад,
исторические судьбы России и ее народа —
это были самые злободневные вопросы вре-
мени. Они постоянно волновали Толстого.
Толстой всегда был против революции, но
надеялся путем просвещения, реформ, .кон-
ституций устроить идеальный социальный
строй.
«Война и мир» — одно из самых заме-
чательных произведений литературы. Годы
работы над романом — это время напряжен-
нейшего труда писателя. Творческие иска-
ния Толстого всегда были связаны с жизнью.
Роман задумывался как грандиозное исследо-
вание полувековой истории России в ее ост-
рых столкновениях и сопоставлениях с Евро-
пой, как постижение национального характера
русского народа и всего строя его жизни.
В романе поставлены психологические, соци-
альные, исторические, нравственные пробле-
мы, говорится об истинном и ложном патри-
отизме, о роли личности в истории, о нацио-
нальном достоинстве русского народа, о
дворянстве, в романе действуют свыше двух-
сот исторических лиц.
Представляя события с человеческой, нрав-
ственной стороны, писатель нередко прони-
кал и в их подлинную историческую сущ-
ность. Наполеон претендовал на великую роль
в истории, рассчитывал творить историю, под-
чиняя ее собственной воле. Толстой говорит,
что он деспот не только по положению, но и по
убеждению. Он развенчивает его величие. «Нет
величия там, где нет простоты, добра и прав-
ды», — писал Толстой.
В «Войне и мире», этом романе-исследо-
вании, огромная роль отводилась картине ха-
рактеров и нравов. Он воссоздает душевные
переживания разных людей того времени, их
духовные устремления. Лучшими представи-
телями дворянства являются Пьер Безухов и
Андрей Болконский. Они оба стремятся к ра-
зумному устройству общества, оба жаждут
правды. В •конечном итоге они доходят до об-
ращения к народу, к сознанию необходимос-
ти служить ему, слиться с ним, отрицают все
формы либерализма. Характерно, что вооб-
ще дворянская культура того времени пред-
ставлена в романе преимущественно этими
умственными и нравственными исканиями «об-
разованного меньшинства». Внутренний мир
человека, исследование души — вот одна из
философских проблем, волнующих Толстого.
У Толстого свой собственный взгляд на
историю. Философские рассуждения в его
романе — это его мысли, его думы, его миро-
воззрение, его понятие жизни. Одна из важ-
ных проблем «Войны и мира» — это соотно-
шение личности и общества, руководителя
и массы, жизни частной и жизни историчес-
кой. Толстой отрицал хоть сколь-нибудь зна-
чительную роль личности в истории. Он от-
казывался признать силой, руководящей ис-
торическим развитием человечества какую
бы то ни было «идею», а также желания или
власть отдельных, пусть даже и «великих»
исторических деятелей. Он говорил, что все
решает «дух войска», утверждал, что су-
ществуют законы, управляющие события-
ми. Эти законы неизвестны людям.
Одна из философских проблем романа —
это вопрос о свободе и необходимости. По-
своему и оригинально решает Толстой этот
вопрос. Он говорит, что свобода человека, ис-
торического деятеля — кажущаяся, человек
свободен лишь в том, чтобы не идти напере-
кор событиям, не навязывать им свою волю,
а просто соответствовать истории, меняться,
расти и таким путем влиять на ее ход. Глу-
бока мысль Толстого о том, что человек тем
менее свободен, чем ближе он поставлен
к власти.
В своих философско-исторических взгля-
дах Толстой был близок Герцену, Роман на-
зван «Война и мир». Смысл названия: мир
отрицает войну. Мир — это труд и счастье,
война — это разобщение людей, разрушение,
смерть и горе.
Тема сочинения очень трудная, скорее она
годится для выпускников института филоло-
гического факультета или аспирантов, кото-
рые занимаются исследованиями в творчест-
ве Толстого. Я недостаточно полно отразила в
своем сочинении все философские проблемы
четырехтомного романа «Война и мир», да это
и понятно: нельзя на двух листах уместить
все мысли Толстого, он же гений, но главные
я постаралась затронуть.
Можно было бы еще добавить то, как ре-
шает Толстой вопрос о роли женщины в об-
ществе. Он отрицательно относился к эман-
сипации женщины. Если Тургенев, Черны-
шевский женщину рассматривали в другом
аспекте, то Толстой считает, что для жен-
щины главное — домашний очаг. Поэтому
Наташа Ростова просто мать и жена в кон-
це романа. А жаль! Она ведь была не про-
сто девушкой, а одаренным человеком, излу-
чающим тепло и свет, она чудесно пела.
В этой позиции я с Толстым не могу согла-
ситься, потому что умной женщине мало
быть просто домашней «гусыней», ей все рав-
но хочется большего. И если у Наташи был
богатый духовный мир, то куда же он делся,
ушел в домашний быт? В этом Толстой —
консерватор.
Мало он написал и о тяжелом положении
крепостного крестьянства, всего несколько
страниц на всю громадную эпопею. Сцена бо-
гучаровского бунта — единственно яркий
эпизод этого плана. Я думаю, что Л.Н.Тол-
стой это отразил в другом романе — «Декаб-
ристы», будь этот замысел осуществлен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *