ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

...
Голосуйте за сочинение

Вопросы смысла бытия, жизни и смерти,
познания мира и поиска своего места в мире,
волновали Пушкина, как всякого мыслящего
человека. И, как на каждого из нас, сущест-
венное влияние на образ мыслей, психологию
мировосприятия оказывали объективные об-
стоятельства. Преисполненный надежд на
усовершенствование общественного устрой-
ства, окруженный умными, благородными
друзьями, юный Пушкин проповедовал на-
слаждение жизнью, насыщенной весельем,
радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться,
Давайте жизнию играть.
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как пу-
тешествие «в страну свободы, наслаждений,
в страну, где смерти нет, где нет предрассуж-
дений, где мысль одна плывет в небесной чи-
стоте», то как кромешный мрак, абсолютное
забвение, ничто. Пушкин трагически воспри-
нимает смерть, все его существо противится
превращению жизни в полное отсутствие про-
явлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно!.. И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго жить хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту
множество тяжелых утрат — так пришло
осознание хрупкости человеческого сущест-
вования, ранимости души. Поэт стал мудрее,
опытнее, превратности судьбы стали воспри-
ниматься с философской снисходительнос-
тью. По-юношески максималистская назида-
108
тельность, бывшая плодом пытливого ума
и книжного мировосприятия, сменилась про-
стой — итогом философского осмысления пе-
режитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Пушкин переживает противоречие меж-
ду мечтой и реальностью, несбыточность
многих надежд и склонность людей драмати-
зировать жизненные неудачи. Стремление к
абсолютному достижению поставленных це-
лей идеалистично; жизнь самоценна, а ее
восприятие человеком относительно: с те-
чением времени оценка жизненных обстоя-
тельств меняется, что позволяет находить
очарование в казавшихся неприятными вос-
поминаниях. Поэтическая философия по-
эта — простая, ясная и нужная каждому че-
ловеку мудрость. Пушкин и в философских
стихах обращался к человеку: он был одно-
временно и мудрецом, постигшим высший
смысл бытия, и обычным человеком, — и по-
этому Пушкин оказался поэтом всечеловече-
ского значения.
Стихи чисто философского содержания
встречаются у Пушкина очень редко: творче-
ская манера поэта чужда отвлеченности, и
абстрактные понятия обычно воплощены в
конкретные образы, согреты человеческим
чувством и преломляются через призму жиз-
ненного опыта. Стихотворение «Движе-
ние» — философская миниатюра, посвящен-
ная проблеме существования материи. Дви-
жение и покой — вот вечный философский
вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен
он в стихотворении наглядно просто. Одна-
ко поэт не поддается софистской простоте:
жизнь намного сложнее умозрительных за-
ключений и примитивных аналогий. Абсо-
лютная истина скрыта в глубинах мирозда-
ния и, возможно, не поддается логическому
осмыслению. Поэт опровергает упрощен-
ность философского подхода к познанию бы-
тия простым примером, предостерегающим
от поспешных выводов и философских обоб-
щений: «Ведь каждый день пред нами солн-
це ходит, однако ж прав упрямый Галилей».
Вновь и вновь обращается Пушкин к те-
ме жизни и смерти, но противопоставление
этих форм существования, неизбежность пе-
рехода жизни в смерть уже не воспринима-
ется поэтом безнадежно трагически. Освя-
щая таинство поэтического творчества, воз-
вышая «поэзии прелестной благословенные
мечты», Пушкин непроизвольно задумыва-
ется о быстротечности жизни и непрочнос-
ти духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые —
Быть может, с ризой гробовой
Все чувства брошу я земные,
И чужд мне будет мир земной…
Минутных жизни впечатлений
Не сохранит душа моя,
Не буду ведать сожалений,
Тоску любви забуду я…
Поэт сожалеет о превращении души, за-
печатлевшей порывы высокого вдохновения,
духовных откровений и минутные впечат-
ления, множество разнообразных чувств в
нечто непонятное и безликое. Лирический
герой не хочет смириться с перспективой об-
ращения всех человеческих устремлений в
ничто, с идеей погружения человеческого ду-
ха в пучины безвременья, но ужаса перед
лицом вечности уже нет. Есть простые чело-
веческие сомнения в отсутствии всякой свя-
зи между жизнью и смертью, попытка пред-
ставить жизнь человеческой души после фи-
зической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пуш-
кин запечатлел ночные раздумья о прожитой
жизни, «тяжких дум избыток», мучительные
переживания о допущенных ошибках. И хоть
лирический герой утверждает, что «С отвра-
щением читая жизнь мою, я трепещу и про-
клинаю», он не отказывается от прожитого
жизненного опыта: «Но строк печальных не
смываю». Автор понимает, что на пути чело-
века к счастью, духовному совершенствованию
случаются ошибки, заблуждения, но жизнь
нельзя изменить. И мудрость заключается не
в отказе от прошлого, а в осмыслении пере-
житого с позиции накопленного опыта. Жиз-
ненные впечатления непосредственны, кон-
кретны, индивидуальны и неповторимы, и
как бы они ни воспринимались впоследствии,
именно они образуют линию — человеческой
жизни, а уровень их осмысления показывает
степень духовного развития человека.
Поэт — не философ, он не познает мир
с помощью научных методов, а воплощает свои
мысли в художественной форме. В 1828 году,
когда царская цензура ужесточилась, поэтом
овладели тяжелые чувства. Наступивший
после выступления декабристов период ре-
акции в России болезненно воспринимался
им, выросшим в атмосфере ожидания благо-
творных социальных перемен, духовной не-
зависимости, свободомыслия, творческой рас-
крепощенности. — Личные переживания поэта
о серости тогдашней российской действитель-
ности («и томит меня тоскою однозвучной
жизни шум») и невыносимом психологичес-
ком давлении вылились в эмоциональный
философский монолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Но не только внешние события вызывали
поэтический отклик поэта. В пронзительно
остром стихотворении «Стихи, сочиненные
ночью во время бессонницы», отрывистый
ритм которого точно передает нервное состо-
яние человека, не могущего заснуть, чутко
воспринимающего малейший шорох в ноч-
ной тишине, лирический герой напряженно
стремится понять смысл бытия. Что означа-
ет «спящей ночи трепетанье, жизни мышья
беготня»? Ночью обостряется не только вос-
приимчивость человека к звукам, но и склон-
ность к философствованию. Автор только
ставит вопросы, не отвечая на них, но крат-
кость и точность формулировок, наслоение
вопросительных предложений убедительно
передают тревожную атмосферу ночного
бдения, напряженную, как пульсация крови,
работу человеческого сознания, оставшегося
один на один с огромным, непостижимым ми-
розданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу…
И все же преобладающее настроение пуш-
кинской философской лирики периода зрело-
сти — светлая грусть по прошедшему, муд-
рость вечного обновления жизни. В этих сти-
хах нет страха перед неизбежностью смерти
как физического исчезновения, но есть фи-
лософское осмысление разумности, высшей
целесообразности жизненного процесса, его
неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —-
И чей-нибудь уж близок час…
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.-
В этих строках поражает сила человечес-
кого духа, самообладание и мудрость автора.
Стихотворение написано настолько ясным,
точным языком, что кажется идущим из глу-
бины души. Поэт достиг совершенства как
духовного, так и поэтического, и поэтому сти-
хотворение универсально, пробуждает бурю
чувств и умиротворяет, воспринимается од-
новременно как эпитафия человечеству и
как гимн его вечной юности, гармонии всего
мироздания.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *