ФЕДОТ КАДУШКИН — ТРАГИЧЕСКАЯФИГУРА СВОЕГО ВРЕМЕНИ (по роману И. Акулова «Касьян Остудный»)

Голосуйте за сочинение

Роман И.Акулова «Касьян Остудный»
рассказывает нам о судьбе российской де-
ревни накануне коллективизации. Автор по-
казывает социальную неоднородность дерев-
ни конца 20-х годов. Образ Федота Федотыча
Кадушкина считается открытием автора, су-
мевшего показать, как бедняк благодаря
усердному труду превращается в зажиточно-
го крестьянина, готового «за каждое зерныш-
ко, за всякую соломинку… заложить свою ду-
шу». Однако Федот Федотыч оказывается за-
ложником времени, наказавшего героя романа
за то, что он живет «своим умом», как говорит
о нем Семен Григорьевич Оглоблин.
Федот Федотыч Кадушкин — централь-
ная фигура повествования первой книги
романа «Касьян Остудный». Этот человек
проявляет талант хозяйствования на земле,
деловитость и трудолюбие. Акулов расска-
зывает нам, что в хозяйстве Кадушкина
шесть лошадей, семь голов крупного рогатого
скота, восемнадцать овец, новая молотилка, ло-
комобиль. В ведении хозяйства он использу-
ет наемный труд крестьян. «Я христианин
и знаю, что грех незамолимый — ездить че-
ловеку на человеке. Но ежели у него умения
нет свое хозяйство вести? Ведь учу я его не
воровству», — говорит главный герой. Даль-
ше мы узнаем, что Федот Кадушкин помогал
Телятниковой Марфе, которая «теперь сама
с козырей ходит», Аркашке «за полцены» мо-
лотилку отдал.
В разговоре с сыном Харитоном Федот Фе-
дотыч говорит: «…Мы, Харитоша, самые необ-
ходимые люди для Советской власти. Паха-
ри мы. Опора… На сильного, хлебного мужика
государство опору всегда держит. На му-
жика-трудовика». Этот человек, получивший
возможность работать на земле благодаря ус-
ловиям, предоставленным нэпом, верит в то,
что скоро на его ворота флаг повесят: «Скажут:
дорогу Кадушкину. Вот-де с кого надо приме-
ряться: бьется мужик, не пьянствует, лишку не
спит, Бога забыл ради работы».
Этот человек не видит приближения не-
легких времен. Ведь именно такие Федоты Ка-
душкины в первую очередь подпадали под
раскулачивание. А на советы сына оставить
хозяйство он говорит: «Бросишь — другой
поднимет. Мое хозяйство — мне его и вести.
Я человек старый и буду доживать по-старо-
му. Уж мне с переменой погоды линять не
приходится, как зайцу».
Таких, как Федот Кадушкин, в конце
20-х — начале 30-х годов ожидала трагичес-
кая судьба. В прошлом он был бедняком,
торгующим рогожей, а теперь благодаря сво-
ему неустанному труду выбился в люди.
Самая главная ценность в жизни этого чело-
века — это земля и труд на ней. Он верит
в Советскую власть, открывшую для него
возможность жить осмысленно, так, как ему
хотелось. Поэтому Федот Кадушкин даже не
допускает мысли, что такие труженики, как
он, могут быть обижены этой властью. Бед-
няку Титушке он говорит: «Закон власти Со-
ветской каждого бедного до богатого сулится
поднять, а не наоборот, чтобы все голью взя-
лось… Не меня станут опускать до твоего вот
этого босого проживания, а тебя со мной вы-
равнивать».
Другого мнения придерживается член ок-
ружного исполкома Семен Григорьевич Ог-
лоблин. Своему племяннику Аркадию он го-
ворит: «Прозорливые, Аркаша, давно приме-
риваются к середняку, равняются на него.
Вот только такие, как кряж Кадушкин да мо-
лодой Оглоблин, от избытка, должно, сил все
собираются жить своим умом».
Писатель показывает противоречивость
характера Федота Кадушкина. То, что он
«Бога забыл ради работы», и даже сам это
признает, говорит нам о страстном желании
этого человека разбогатеть. Многое в его
характере объясняется именно этим. Федот
Кадушкин «присыхает» к своей собственнос-
ти. Вот, например, какие слова он адресует
своему сыну и будущей невестке: «Обноска.
Смола липучая. Тля перхотная. Ну человек
бы… Да я ее — на одну ногу ступлю, за дру-
гую… Разорву мокрицу… По миру пущу обо-
их…,Никому ничего не дам». А что он отве-
чает на просьбу председателя сельсовета
Якова Умнова дать хлеба в долг? «Вот если
бы в Совет меня привлек Яков Назарыч на
какое дело — тут можно бы, как говорится,
взаймы без отдачи… В других местах мне не
чета крепыши сидят по Советам». Излиш-
ки зерна Федот Федотыч готов скормить
свиньям, в реку ссыпать, только не отда-
вать государству по твердым ценам. При
всем своем христианском отношении к че-
ловеку («грех незамолимый — ездить чело-
веку на человеке») Федот Кадушкин чуть
вилами не проткнул Ванюшку Волка за не-
радивую работу.
Иногда в ночных раздумьях Федот Федо-
тыч приходит к мысли, что надо бы хозяйст-
во свернуть, часть передать сыну Харитону,
а себе оставить корову да лошаденку. «Одна-
ко с наступлением утра по многолетней при-
вычке неутомимо набрасывался на работу,
за каждое зернышко, за всякую соломинку
готов был заложить свою душу».
Многие поступки Федота Кадушкина оп-
ределяют деньги, согревающие его «ослеп-
шую в трудах душу». Семену Григорьевичу
Оглоблину, убеждающему его сдать излишки
зерна государству, Кадушкин говорит так:
«Ты мне хорошую цену положи… Мне, голу-
ба, кто больше даст. Хоть сам черт».
Каково же отношение самого Акулова к
главному герою первой части романа?
В тексте произведения можно найти ответ
на этот вопрос. «Федот Федотыч Кадушкин
много лет жил слепым и оглохшим, — пишет
Акулов. — Упоенный трудом и заботами о хо-
зяйстве, он давно не понимал мир, в котором
складывались иные отношения. Новый мир
все настойчивее стучался в его ворота, но Фе-
дот Федотыч не доверял людям, ни близким,
ни дальним, знал только свою песню. И вот
подшибла его жизнь… — теперь уже ему не
встать, не подняться, да и незачем, по его ра-
зумению».
Трагизм судьбы Федота Федотыча Ка-
душкина в том, что что этот человек не смог
вовремя сориентироваться в складывающейся
обстановке. Мне кажется, что, с одной сторо-
ны, он не видел всей глубины настигающей
его опасности, а с другой, — не хотел ничего
менять. Ведь нельзя просто взять и вычерк-
нуть из своей жизни десять лет изматываю-
щего труда. Поэтому Федот Кадушкин не ви-
дит для себя иного выхода, как уйти из жиз-
ни, чем и подтверждает слова, сказанные
когда-то сыну: «А вот почую, что мешаю лю-
дям, сам уйду…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *